Что случилось с охотником в лесу?

Нравится ли вам, как вел себя охотник? Почему?

- Как вы думаете, как нужно вести себя в лесу, чтобы увидеть что - то интересное?

Давайте вместе выразительно перечитаем «разговор» гаичек.

Выразительное чтение детьми отрывка по ролям.

Педагог

Понравился ли вам этот рассказ и почему?

Вы не забыли, что мы сегодня находимся в лесу. Давайте на несколько минут представим, что ярко светит солнце, пробивается первая трава, первые листочки на деревьях! А может быть, кому-то представляется другой лес? Закроем глаза, послушаем звуки леса (включается аудиозапись звуков леса).

Дети закрывают глаза, слушают звуки леса, делятся впечатлениями.

Педагог

Вы знаете, что существует много загадок о животных и растениях. Какие из них вы можете сейчас вспомнить (ответы детей). Давайте проведем дидактическую игру «О ком этот рассказ».

Педагог зачитывает описание, а дети должны угадать, о ком идет речь. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок.

1. «К нашей кормушке каждый день прилетает птица. Головка у нее черненькая. Щечки беленькие. Спина и крылья зеленавато-серые. Грудка желтая, с черным галстуком. (Синица)

2. «В клетке спал большой лохматый зверь. Шерсть у него густая, темно-коричневая. Уши маленькие. Хвост почти не виден. Лапы мощные с когтями. Морда вытянутая, с черным, как будто кожаным носом. (Медведь)

3. Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

4. За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала…

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Педагог

Прочитаем еще один рассказ М.М, Пришвина «Лисичкин хлеб».

Дети читают рассказ самостоятельно.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Кто главные герои рассказа?

- Что нового узнала Зиночка из рассказа автора? Прочитайте.

- Что автор принес Зиночке из леса? Прочитайте.

- Есть в рассказе элемент сказки? Прочитайте.

- Почему Зиночке полюбился лисичкин хлеб?

- Чему учит нас этот рассказ?

Предлагаю прочитать рассказ М.М.Пришвина «Хромка» Подумайте, чему учит нас этот рассказ.

Дети самостоятельно читают рассказ.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Кто герои этого рассказа?

- Почему уточку зовут Хромка?

- Что с ней случилось?

- Как люди помогли Хромке?

- Как Хромка отплатила людям?

- Чему учит вас этот рассказ?

- Случалось ли вам помогать животным?

- Чьи рассказы мы читали на уроках?

- Что их объединяет?

Хочу зачитать вам отрывок из рассказа М.М.Пришвина «Моя Родина», в котором автор обращается к вам, молодым читателям его произведений:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо охранять и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Как вы думаете, чему учат нас произведения М.М.Пришвина?

Домашнее задание:

- прочитайте рассказ М.М.Пришвина «Ёж». Попробуйте придумать продолжение к рассказу. Какие приключения могли произойти с ежом.

Вопросы педагога к рассказу «Ёж»:

- Почему рассказ называется «Ёж»?

- Как еж попал к автору?

- Что произошло с ежом в доме?

-прочитайте произведения других авторов о природе. Например, Е.И.Чарушин «Кошка Маруська», «Томка», «Лисята», Б.С.Житков «Про слона», «Беспризорная кошка» и т.д.

-подберите 3 пословицы или поговорки о бережном отношении к Родине, родному краю. Объясните их значение.

В ходе последнего занятия этого месяца (1 час) проводится обсуждение рассказа М.М.Пришвина «Ёж», произведения других авторов о природе из рекомендательного списка, их чтение и пересказ, обсуждение пословиц.

Занятие 4.

Тема: «Сказки о животных»(4 часа)

Цель: расширять представления детей о многообразии сказок о животных.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание;

- развивать связную речь;

- пополнять словарный запас;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить воспринимать образное содержание произведения;

- уточнять представления детей о характере героя;

- закреплять навык выразительного чтения;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- знакомить детей с разнообразием произведений о природе.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование занятия:выставка авторских и народных сказок («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Еж и заяц», «Самый маленький хвостик», «У страха глаза велики», «Смоляной бочок», В.Даль «Ворона», К.Д.Ушинский «Плутишка кот», любая сказка и А.Н.Толстого из серии «Сорочьи сказки»), иллюстрации к сказкам, дидактические задания по материалам сказок, доска, мел, тетрадь.

Ход занятия:

Дети собираются вокруг выставки книг, под руководством педагога рассматривают ее.

Педагог

- Перечислите, какие книги вы видите на нашей выставке?

- Как одним словом можно назвать эти произведения? (Сказки).

- Какие еще сказки вы знаете и любите?

Давайте начнем наше занятие с небольшой разминки. Посмотрите внимательно на доску. В названии каждой сказки есть ошибка. Найдите ее.

1.«Кот в тапочках» («Кот в сапогах»).
2.«Мишенька и медведь» («Машенька и медведь»).

3.«Молодые яблоки» («Молодильные яблоки»).

4.«Сестрица Аленушка и братец Ивашка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

5.«Принцесса на бобах» («Принцесса на горошине»).

6.«Гладкий утенок» («Гадкий утенок»).

7.«От страха глаза велики» («У страха глаза велики»).

Молодцы. Я вижу, что вы знаете сказки.

Как вы думаете, к какому творчеству относятся сказки? (Устное творчество). Какие виды устного творчества вы еще знаете? (Загадки, пословицы, поговорки, потешки, песни).

Многообразие сказок поражает. Какие бывают сказки? (Народные и авторские). Приведите примеры народных сказок с помощь нашей выставки. Приведите примеры авторских сказок с помощь нашей выставки. Бывают сказки бытовые (рассказывающие о жизни людей), волшебные, сказки о животных, сказки – анекдоты, сказки-загадки.

Предлагаю вам поиграть в викторину «Из какой сказки?»

Я буду зачитывать отрывок, а вы должны угадать название сказки. Кто больше всех отгадает, тот и станет победителем.

1.«Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две»(«Колобок»).

2.«Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук»(«Лисичка со скалочкой»).

3.«Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут»(«Репка»).

4.«Снесла курочка яичко, - яичко не простое, а золотое»(«Курочка Ряба»).

5.«А лиса наварила манной каши и размазала по тарелкам»(«Лиса и журавль»).

6.«На следующий день Заяц и Еж встретились на краю поляны. Решили бежать через поляну к старому пню»(«Еж и заяц»).

7.«На столе Машенька увидела три миски с кашей. Очень большая миска была Михаила Ивановича, поменьше – Настасьи Петровны, а самая маленькая – Мишуткина».(«Маша и три медведя»).

Подведение итогов, выявление победителей.

Педагог

Молодцы! Сегодня мы будем читать сказки о животных. Отберите с нашей выставки книг сказки о животных. Почему вы так решили? (По названию и иллюстрациям).

Первой я хочу вам прочитать русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». Послушайте ее внимательно.

Выразительное чтение сказки педагогом.

Беседа о прочитанном.

Педагог

- Понравилась ли вам сказка?

- Испугались ли вы во время чтения? В какой момент вам стало страшно за петушка? (Зачитайте этот отрывок:«Петушок не послушался кота, его схватила лиса»).

- В какой момент вы радовались за героев?(Зачитайте этот отрывок: «Когда кот выручил из беды петушка»).

- Какие предметы встретились в сказке?(Гусли, лукошко) Что такое гусли?Что такое лукошко?(Педагог демонстрирует иллюстрации предметов).

- Что в сказке повторяется?(Песенка лисы и петушка).

- Какой была лиса?(Льстивая).Давайте выучим песенку лисы.

- Каким был петушок?(Доверчивым).Давайте вспомним его песенку.

- Как же кот сумел победить лисицу?

- Чем заканчивается сказка? Чему нас учит сказка? (Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой).

Давайте поиграем в такую игру. Подберите к каждому герою из левого столбика подходящее отчество, фамилию или прозвище из правого столбика (Столбики записываются на доске).

Лиса Болотная

Кикимора Патрикеевна

Мышка Смоляной бычок

Лягушка Золотой гребешок

Петушок Квакушка

Бычок Норушка

Зайчик Горыныч

Змей Базилио

Кот Побегайчик

Проверка и подведение итогов задания.

Педагог

Прочитаем еще одну сказку о животных «Заюшкина избушка».

Чтение детьми сказки вслух.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто главные герои сказки? (Лиса и заяц).

- Что произошло между зайцем и лисой? Зачитайте отрывок.

- Как вы можете охарактеризовать лису? (Хитрая, коварная, злая).

-Как можно охарактеризовать заюшку? (Добрый, доверчивый, безобидный).

- Кто пытался помочь зайке? (Собаки, волк, медведь).

- Кто действительно удалось помочь зайцу? (Петух).

- Что в сказке повторяется? Зачитайте эти отрывки. (Рассказ зайчика, угрозы лисы)

- Чему учит нас эта сказка? (Без друзей жить плохо. Хорошие друзья нужны и в беде и в радости).

Итоговая беседа:

Педагог

- Какие сказки мы сегодня читали (Сказки о животных, русские народные сказки).

- Что вам больше всего понравилось в этих сказках?

- Что полезного для себя вы возьмете из них?

Домашнее задание:

- подберите 3 пословицы или поговорки о дружбе и взаимопомощи. (Например, «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством», «Друг познается в несчастье», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «Друга ищи, а найдешь – береги»);

- найдите и прочитайте по одной русской народной сказке и авторской сказке о животных (русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Пшеничный колосок», «Крылатый, мохнатый и масляный», авторские сказки В.Даль «Ворона», К.Д.Ушинский «Плутишка кот», любая сказка А.Н.Толстого из серии «Сорочьи сказки»);

- придумайте свою сказку о животных.

Последнее занятие этого месяца (1 час) посвящается обсуждению каждого домашнего задания. Дети приносят книги с прочитанными сказками, организовывают выставку книг, рассказывают о прочитанных сказках одноклассникам, зачитывают свои сказки.

Занятие 5.

Тема: «Произведения о Родине и ее защитниках»(3 часа)

Цель: расширять представления детей о многообразии книг о Родине;

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание;

- развивать связную речь;

- пополнять словарный запас;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить воспринимать образное содержание произведения;

- уточнять представления детей о характере героя;

- закреплять навык выразительного чтения;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Оборудование занятия:выставка книг о Родине и ее защитниках (М. Исаковский «У самой границы», А.Гайдар «Поход», Б.Никольский «Про тренировку»), дидактические задания по теме занятия, доска, мел, спички, тетрадь.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

- Как называется наша страна?

Наши рекомендации