По «Теория и технологии преподавания интегрированного курса
Приложение 1
ТЕСТ
"Окружающий мир"»
направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
профиль: «Педагогика и методика начального образования»
Квалификация выпускника: бакалавр
Курс: 3
Форма обучения: заочная
Уважаемый (ая) студент (ка)!
Вам предлагается комбинированный тест, состоящий из пяти блоков. Оценивание ваших знаний может проходить как по блокам, так и за весь тест. Выполняя задания теста, правильный ответ разборчиво записывается в третью колонку «Ответ (вписать)».
Помните, что каждое задание предусматривает один и более число ответов.
В колонку «Отметка» заносится, набранное количество балов. Общая сумма балов записывается в строке «Тестовый бал».
№ | Тестовое задание | Ответ (вписать) | Отметка |
I. Цели, задачи и место курса «Окружающий мир» в системе начального образования | |||
Сознательно планируемые результаты обучения: усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и другие качества, необходимые личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни — это… − цели обучения; − элементы технологии обучения; | |||
Гуманистическая психология главной целью обучения считает формирование самоактуализированных (здоровых) личностей. Для таких людей характерны: − естественность, простота, спонтанность (скорее в мыслях, чем в поведении); − неконвенциональное поведение (не пытаются произвести впечатления на окружающих); − превалирование внутренней мотивации над внешней; − склонность к размышлениям о проблемах человеческого бытия, философских или нравственных вопросах. | |||
Целями учебного курса «Окружающий мир» являются: − формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; − духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. | |||
Основные задачи учебного курса «Окружающий мир»: − формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; − осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; − формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; − формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. | |||
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы и др. — это … − предметные результаты; − метапредметные результаты; − личностные результаты. | |||
Предметные результаты изучения младшими школьниками «Окружающего мира»: − освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); − развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; − готовность слушать собеседника и вести диалог. | |||
Метапредметными результатами изучения «Окружающего мира» в начальной школе являются: − умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; − овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; − умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». | |||
Личностными результатами изучения детьми «Окружающего мира» в начальной школе являются: − развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; − освоение основ экологической грамотности, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; − формирование установки на безопасный, здоровый об-раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | |||
II. Содержание учебного курса «Окружающий мир» в начальной школе | |||
Педагогически адаптированный социальный опыт — это … − содержание общего образования; − цель общего образования; − средство образования. | |||
Элементы содержания образования: − опыт познавательной деятельности; − опыт репродуктивной деятельности; − эмоционально-волевое отношение к миру, друг к другу; − опыт творческой деятельности; − опыт эмоционально-ценностных отношений. | |||
Опыт эмоционально-ценностных отношений включает: − эмоционально-волевое отношение к миру, друг к другу; − самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; − знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности. | |||
Опыт познавательной деятельности включает: − знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в данном обществе; − эмоционально-волевое отношение к миру, друг к другу; − знания о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; − знания основных законов науки, раскрывающих связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности. | |||
Опыт репродуктивной деятельности включает: − умения и навыки осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера; − видение новой проблемы в знакомой ситуации; − умения и навыки, специфические для учебного предмета. | |||
Опыт творческой деятельности включает: − самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; − видение новой проблемы в знакомой ситуации; − самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых; − нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющегося комбинацией известных способов решения; − эмоционально-волевое отношение к миру, друг к другу. | |||
Содержание курса конкретизируется: − в авторских программах (составленных одним автором или авторским коллективом); − в педагогических технологиях; − в педагогических средствах. | |||
III. Понятие педагогической технологии | |||
Алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного педагогического результата — это … − педагогическая технология; − возможность для ребёнка удовлетворить свои интересы и потребности; − самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения. | |||
Технологию рассматривают в «широком» смысле, когда под технологией понимается: − целостный процесс достижения заранее поставленной цели; − отдельная процедура какого-либо целостного процесса. | |||
Технологию рассматривают в «узком» смысле, когда под технологией понимается: − отдельная процедура целостного какого-либо процесса; − целостный процесс достижения заранее поставленной цели. | |||
Отличительные особенности педагогической технологии: − сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном; − коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса; − тиражируемость; − диалоговый, партнёрский характер взаимодействия педагога и учащегося. | |||
Перенос технологии в другие условия, возможность повторения другими педагогами и учащимися при гарантированном достижении намеченного результата — это… − тиражируемость; − коррекция результатов; − диагностичность поставленных целей. | |||
При разработке технологии определяются: − цели, которые должна решать технология; − педагогический результат, который предполагается получить; − пошаговая деятельность учащихся; − этапы педагогического сопровождения деятельности учащихся. | |||
Воспроизводимость технологии и гарантия её результата обеспечивается тем, что … − технология описывает шаги, действия ученика, поскольку именно его деятельность определяет результат; − педагог сопровождает деятельность ученика в скрытой, ненавязчивой форме, влияя на результат опосредовано. | |||
По масштабу использования педагогические технологии бывают: − общие; − частные (локальные); − интегративные. | |||
Особенности педагогической технологии: − технология описывает шаги, действия ученика, поскольку именно его деятельность определяет результат; − педагог сопровождает деятельность ученика в скрытой, ненавязчивой форме, влияя на результат опосредовано, через деятельность ребёнка; − продолжительность каждого этапа технологии определяется особенностями конкретного класса, актуальными потребностями детей. | |||
В педагогической литературе термин «методика» толкуется как… − методика преподавания какого-либо предмета, т. е. способы изложения материала конкретного учебного предмета; − методика формирования чего-либо, т. е. упорядоченная совокупность действий, ведущая к намеченному результату. | |||
Методика обучения определяет: − «Чему учить?» − «Зачем учить?» − «Как учить?» − «Как учить результативно?» | |||
Технология обучения определяет: − «Чему учить?» − «Зачем учить?» − «Как учить?» − «Как учить результативно?» | |||
В том случае, когда разные методики основаны на одной и той же технологии, которая реализуется с учётом специфики содержания конкретного учебного предмета, … − понятие «технология» можно рассматривать как более широкое, чем «методика»; − понятия «технология» и «методика» можно рассматривать как идентичные. | |||
Если рассматривать технологию как алгоритм взаимодействия учителя и ученика, реализация которого в образовательном процессе приводит к гарантированно высоким результатам обучения и воспитания, то … − понятие «технология» можно рассматривать как более узкое, чем «методика»; − понятие «технология» можно рассматривать как более широкое, чем «методика»; − понятия «технология» и «методика» можно рассматривать как идентичные. | |||
Система, включающая в себя четыре взаимосвязанных компонента: стратегию, тактику, технику и логику — это … − методика; − технология. | |||
Воспроизводимое ядро методики — это … − стратегия; − тактика; − техника; − логика; − технология. | |||
В педагогической практике технология реализуется с помощью … − форм; − методов; − приёмов. | |||
IV. Общая педагогическая технология | |||
Тип педагогического процесса определяется: − деятельностью педагога (реализуется через технологии, формы, методы и приёмы); − деятельностью ученика (выражается в том или ином уровне его познавательной деятельности); − результатом (заключается в том опыте, который приобретает ученик в процессе обучения). | |||
В зависимости от уровня познавательной деятельности ученика выделяют типы педагогического процесса: − догматический; − формально-репродуктивный; − сущностно-репродуктивный; − продуктивный; − субъектно-ориентированный. | |||
Общая педагогическая технология — это технология, которая … − соответствует конкретному типу педагогического процесса; − реализуется всеми педагогами образовательного учреждения; − реализуется всеми учителями одной образовательной области (учебного предмета). | |||
В структуру общей педагогической технологии входят компоненты: − содержание учебного материала, соответствующее особенностям познавательной деятельности детей; − мониторинг выполнения этапов познавательной деятельности учащегося и достигнутых образовательных результатов; − индивидуальное восприятие детьми педагогических средств (методов, приёмов). | |||
Результатом педагогической технологии является … − определённый уровень социального опыта, который осваивает ребёнок; − приобретаемые ребёнком личностные характеристики; − мониторинг выполнения этапов познавательной деятельности учащегося и достигнутых образовательных результатов. | |||
В основе структуры любой общей педагогической технологии лежит: − активность познавательной деятельности детей; − деятельность педагога (применяемые методы); − результат (элементы социального опыта, который осваивает школьник); − индивидуальное восприятие детьми педагогических средств (методов, приёмов). | |||
Продуктивные методы обучения: − проблемное изложение; − проблемная беседа; − эвристический метод; − исследовательский метод; − рассказ учителя. | |||
V. Субъектно-ориентированная технология | |||
Субъектно-ориентированная технология обеспечивает: − реализацию в образовательном процессе индивидуально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы; − продвижение ребёнка к результату от внешнего воздействия, а не от внутреннего побуждения; − создание условий для самостоятельного выбора ребёнка, реализацию им позиции субъекта. | |||
Особая категория, которая описывает человека как источник познания, активного отношения и преобразования окружающего мира и самого себя — это ... − субъект; − индивид; − личность. | |||
Общий алгоритм субъектно-ориентированной технологии в аспекте деятельности учащегося включает: − самооценку; − самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия); − индивидуальное восприятие детьми педагогических средств (методов, приёмов). | |||
Способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор и отдавать отчёт в произведённом и совершенном действии, выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями, способность к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности — это … − субъектность; − индивидуальность; − самостоятельность. | |||
Особенностью субъектно-ориентированной технологии является: − продвижение ребёнка к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия; − шаги ребёнка сопровождаются педагогом в «скрытой» форме; − педагог создаёт условия для самостоятельного выбора ребёнка; − осуществляя выбор, ученик реализует позицию субъекта; − у ребёнка формируется уверенность в том, что он всё сделал сам; − у ребёнка нарастает утверждающее чувство собственной ценности, развивается способность к рефлексии, он начинает положительно относиться к своему опыту. | |||
Основные признаки субъектно-ориентированной технологии: − самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения; − предоставление права ребёнку выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности; − диалоговый, партнёрский характер взаимодействия педагога и учащегося; − продвижение ребёнка к результату от внешнего воздействия, а не от внутреннего побуждения. | |||
Тестовый бал |