Нам встреча с вами радость и награда

За плечами участников международного движения учителей четырнадцать международных чтений – и это уже значительно. Но очень важно чтобы каждая тема прошедших чтений не ушла в прошлое, не оставив следа в развитии личности каждого участника. Результат же будет настолько более важным и значительным, насколько все эти части философии, педагогики и культуры гуманной педагогики сольются как единое целое знания и опыта учителя. Новое понимание вопросов воспитания, развития, природы ребенка, жизненных и космических задач, стоящих перед человеком, цели нашего пути, значения искусства, красоты, чувства любви, понимание необходимости утончения своего духовного мира и расширения своего сознания помогут выстроить более тонкие и возвышенные отношения с учениками и подарит миру новых светлых учителей для детей нового сознания, для детей Света.

Во всех наших годовых темах мудро выстраивается личностное воспитание и развитие всех участников международного движения гуманной педагогики и это Уже на первых Международных чтениях в Москве 26-28 марта 2002 года учителя, устремленные к новой философии педагогической культуры, заговорили о гуманно-личностной педагогике и духовности образовательного пространства. Это было началом утверждения новой эволюционной задачи учителя и началом постижения новой педагогики - педагогики четвертого измерения. Только перечень поднимающихся тем вызывает восторг:

● Духовный образ учителя;

● Философско-образовательные основы духовности;

● Суперпространство гуманной педагогики;

● Проблема духовного ученичества современного педагога.

Мы учились вместе с классиками любить детей, искали секреты воспитания и очень долго искали ответы на вопросы: что такое учитель, в чем суть его пути и как этот путь наполнить красотой. Стремились познать значение сердца в педагогическом искусстве, раскрыть: что такое истина школы, вдохновение, крылатость учителя и детей и сейчас понимаем, что каждая новая тема – новый судьбоносный урок, поднимающий нас новую ступень нашего мировоззрения и духовного роста.

Горизонт нашего сознания становится все выше, шире и дальше видит наше сердечное око, но наше незнание тоже увеличивается. Могу ли я сказать, что философия «Школы Жизни», так как она заложена в Программе, уже полностью освоена и познана. Да нет, конечно. Но нас спасает великий философ Николай Бердяев, который шепнул нам на ушко: «Сам поиск смысла жизни, уже есть смысл жизни». Радует именно поиск новой педагогики и поиск своего места в этой педагогике.

Значит и поиск педагогической любви, и духовного гуманизма, и мудрой возвышающей любви и вдохновения и крылатости духа приведут нас к той главной цели, которая задумана по Плану Творца: стать совершенным человеком.

Не покидает меня трудная мучительная мысль Чаадаева, когда он спрашивает себя: «Что Творец задумал о России?» и, возвращаясь к ней, уже я спрашиваю себя, а что творец задумал о каждой той стране, в которой мы живем, о каждом из нас и нашем пути, о новом времени, о новом учителе и новой педагогике, которую мы зовем гуманной. И поставлю здесь много вопросов, и пусть они мучают меня, не дают покоя, чтобы «поиск смысла жизни» никогда не покинул меня.

* * *

Мы ждали и другую новость с Международных чтений. Она касается места проведения следующих чтений. Участники международных чтений в Грозном приняли решение, что Международные Чтения "Воспитываться в моральном климате памяти", в марте 2016 года, будут снова в Тбилиси, на своей исторической родине, ибо там в шестидесятые годы начинался эксперимент основателя гуманной педагогики академика Амонашвили и который продолжается в первой экспериментальной тбилисской школе и сегодня.

Сначала была рабочая встреча с проректором по научной работе в педагогическом университете Ушинского Антоном Михайловичем Ананьевым. С университетом у нас давний договор о сотрудничестве и наши встречи бывают часто. Но в этот раз она получила неожиданный поворот после высказанной идеи проректора:

- А что если нам создать международный проект «Гуманная педагогика в университетском и школьном образовании» и пригласить поучаствовать в нем наших коллег из Турции, Казахстана…

- А еще можно из Молдовы, Грузии Болгарии. Для начала пусть будет малый круг участников из ближайших стран.

Позвонили ректору университета академику Алексею Яковлевичу Чебыкину и через несколько минут обсуждали идею уже втроем. Договорились, что будем готовить документы и пошлем их по всем возможным адресам. Потом были обсуждения проекта с президентом Международного Центра гуманной педагогики Паатой Амонашвили, с основателем и научным руководителем международного движения гуманной педагогики академиком Шалвой Амонашвили и проект начинает жить.

Дмитрий Лихачев. О памяти

Что есть для нас память? Так ли важно помнить события, которые произошли в прошлом и, возможно, никогда не повторятся снова? Чего бы мы достигли без опыта предыдущих поколений? Над этими и другими вопросами предлагает нам задуматься Дмитрий Лихачев.

Наверняка, каждый из нас не раз слышал выражение «Запоминается только хорошее». И ведь, действительно, это так. Намного ярче и светлее кажутся нам радостные, счастливые воспоминания, в то время как неприятные моменты почему-то остаются позади. Наше сознание устроено так, чтобы отсеивать ненужную, «плохую» информацию и «накапливать добрый опыт, образовывать традиции, создавать семейные навыки, общественные институты…». Может быть, действительно, в наших генах заложена память целого народа, исторических предков? Тогда с уверенностью можно сказать, что опыт прошлых поколений служит фундаментом для построения полноценного и счастливого будущего.

Лихачев полагает, что без оглядки в прошлое человек не может полноценно развиваться, и я с ним абсолютно согласна. «Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим». То, что мы считаем давно позабытым, вдруг неожиданно появляется на нашем жизненном пути и требует немедленного решения. Что же поможет нам правильно расставить приоритеты? Только опыт. Личный, родительский, народный. А чтобы его правильно использовать, нужно обладать той самой генетической памятью.

Эту самую связь прошлого, настоящего и будущего отразил в своем произведении «Студент» Антон Павлович Чехов. Рассказывая случайным встречным евангельский эпизод об отречении Петра от Иисуса, студент духовной семинарии видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий.

Для меня самой фольклор, исторические, культурные памятники являются не просто артефактами ушедших столетий. Это своеобразные «проводники» в мир прошлого, в жизнь моих предков. Уважаю и ценю тех людей, которые, несмотря на современные жизненные ценности и приоритеты, умеют видеть и стараются сохранить то прекрасное, что досталось нам от прошлых поколений.

«Память – это преодоление времени, преодоление смерти» Это выше земных забот и материальных благ. Память вечна, оттого она и находится в каждом из нас, переходя из поколения в поколение. Пока живы воспоминания, живо и человечество.

* * *

Подведем итоги наших размышлений, как мы это делаем на уроках гуманной педагогики и составим словарь слов, связанных с новой темой года.

* * *

Мы ждали и другую новость с Международных чтений. Она касается места проведения следующих чтений. Участники международных чтений в Грозном приняли решение, что Международные Чтения "Воспитываться в моральном климате памяти", в марте 2016 года, будут снова в Тбилиси, на своей исторической родине, ибо там в шестидесятые годы начинался эксперимент основателя гуманной педагогики академика Амонашвили и который продолжается в первой экспериментальной тбилисской школе и сегодня.

Наши рекомендации