Комната четвертая. Зеленая 4 страница
Мария достает бутылку вина и штопор. Гвидо открывает вино и разливает его по бокалам. Они садятся на диван, и открывают коробки с пиццей.
Гвидо.Пицца – это хорошо... Ничего не ел в самолете...
Мария. Я тоже жутко голодная.
Пауза
Мария. Пап, спасибо что ты прилетел... (Короткая пауза) Я тебя люблю.
Гвидо. Ты не представляешь, как я волнуюсь за тебя.
Они делают по глотку вина и начинают есть пиццу.
Гвидо(откусывает кусок пиццы).Отличная пицца!
Мария подносит ко рту кусок пиццы, и откладывает его обратно в коробку.
Гвидо.Почему ты не ешь?
Мария. Я же их просила... просила не класть эти специи...
Гвидо.Ты же их всегда любила.
Мария. А сейчас меня от них тошнит.
Пауза. Гвидо прекращает есть.
Гвидо.Наверное, ты хотела мне еще что-то сказать.
Мария(после паузы).Да... хотела... У меня будет ребенок.
Пауза
Гвидо. Его ребенок?
Мария. Да.
Гвидо.Он знает?
Мария. Да. (Короткая пауза) Уже четвертый месяц... У меня так изменился вкус... Теперь специи терпеть не могу...
Гвидо.Я понял. Мальчик, девочка?
Мария. Мальчик.
Гвидо.Да... Мой внук... (Короткая пауза) Я очень хотел сына...
Мария. Вместо меня?
Гвидо.Нет, что ты... после тебя... И мама хотела... А мне все казалось, что не время... Ты была маленькая... Все время мне казалось, что ты была маленькая... А вдруг, раз, и выросла... Как-то быстро выросла... за один день...
Мария целует его в щеку.
Гвидо.Знаешь, я впервые ощутил нехватку семьи в тридцать пять лет... Был в командировке... Однажды вечером стало так тоскливо... Я жутко заскучал без мамы, без тебя... Спустился в бар, выпил четыре виски – одно за другим... Потом поехал в аэропорт и улетел домой. На тот момент мне было плевать – уволят меня или нет... как буду оправдываться... Кошмар.
Мария. Чем закончилось?
Гвидо.Прилетел домой... Мама удивилась, обрадовалась... Ты уже спала...
Мария. А на работе?
Гвидо.На работе никто ничего не понял: сидел всю ночь, вовремя сдал отчет...
Мария. Смешно.
Гвидо.Смешно.
Пауза
Мария. Хочешь, покажу тебе чудо?
Гвидо. Не надо, сегодня чудес достаточно.
Мария. Это прямо здесь – за окном.
Гвидо.Не хочу. Когда рядом оказывается больше, чем один итальянец, я испытываю чуство тревоги.
Мария. Да там нет итальянцев. Там вообще никого нет. Для этого нужно сделать всего два шага. Идем на балкон.
Мария берет за руку Гвидоа и тянет его к балкону.
Мария. Ты что, боишься высоты?
Гвидо. Да, я боюсь высоты.
Мария. Даже предположить не могла, что ты у меня чего-то боишься!
Они выходят на балкон.
Мария. Смотри.
Гвидо.Куда?
Мария.Туда.
Гвидо. Как красиво! (Короткая пауза) Это она?
Мария. Она.
Гвидо. Интересно, отсюда кажется, что она стоит прямо.
Мария. В том-то и дело! Поэтому я и сняла эту квартиру. Когда читаю в газетах или вижу по телевизору людей, которые рассуждают о том, падает она или нет, я выхожу на балкон и вижу, что она стоит прямо. Я – единственный человек в мире, который не озабочен ее падением.
Гвидо. Здорово.
Мария. Она так устроена: снаружи галереи а внутри лестница. Если подниматься по лестнице без остановки – скоро достигнешь верха... Но это не интересно. Интересно выходить на каждом уровне и делать круг по наружной галерее...
Гвидо. Зачем?
Ангел. Тогда ты видишь, как с каждым витком предметы и люди становятся все мельче, а небо и птицы – все ближе.
Гвидо. Ты все-таки неисправимый романтик.
Мария. Ну и хорошо... Хоть какое-то время побуду романтиком... (Короткая пауза) Я хочу тебя познакомить с Маттео. Мы хотим сегодня пригласить тебя на ужин.
Гвидо.Я...
Мария. Ты остановишься у меня? А-а, ты без чемодана – значит уже в каком-то отеле...
Гвидо.У меня...
Мария.Мы за тобой заедем...
Гвидо.У меня самолет через два часа... (Смотрит на часы) Уже даже меньше...
Мария. Как?
Гвидо.Я прилетел к тебе всего на три часа.
Мария. Ты что, уже уходишь?
Гвидо. Да. Мне уже пора.
Гвидо целует Марию, подходит к двери, открывает ее и уходит в следующую комнату.
Комната седьмая. Белая
В этой комнате нет практически ничего. На полу, глядя в зал, сидит Ангел, – он смотрит перед собой, размышляя о чем-то. Из левой двери появляется Гвидо. Какое-то время он стоит молча.
Гвидо. Привет. Я пришел.
Ангел. Простите?
Гвидо. Пришел я, говорю.
Ангел. А-а, привет. Пришел, значит?
Гвидо присаживается рядом с Ангелом и смотрит перед собой.
Ангел. Ну, как тебе?
Гвидо. Что ты имеешь в виду?
Ангел. Да вообще.
Гвидо. «Вообще» – хорошо.
Ангел. Понравилось?
Гвидо. Что именно?
Ангел. Все.
Гвидо. По-разному... Что-то понравилось, что-то – нет.
Ангел. Что понравилось?
Гвидо. Спагетти понравились... с сыром. На машине понравилось ехать поздно вечером по пустынному шоссе. Еще понравилось купаться в море на закате... и на восходе тоже. Сок свежевыжатый очень понравился, особенно киви с апельсином. (Короткая пауза) Вспомнил: понравилось в ванной сидеть с женой, чтобы много пены... и рассуждать на философские темы.
Ангел. А подарки рождественские?
Гвидо. Очень. И ужин рождественский тоже. А еще...
Ангел. Что?
Гвидо. С дочкой играть в железную дорогу.
Ангел. А самому?
Гвидо. И самому нравилось, но с дочкой интереснее.
Ангел. А слушать ее понравилось, когда совсем маленькая была?
Гвидо. Конечно... Смешно...
Ангел. Любить?
Гвидо. Еще бы.
Ангел. А подробнее.
Гвидо. Чего ты хочешь, откровений?
Ангел. Мне же интересно.
Гвидо(после паузы). Сложно это... Не знаю. Понравилось, конечно... не то слово... Но ответственность... Ты не представляешь, какая ответственность...
Ангел. Представляю.
Гвидо. Вряд ли.
Ангел. Да представляю, говорю.
Гвидо. Как ты можешь это представить? Думаешь, сверху видно все? Ничего подобного. Ты же не можешь ощутить то, что я ощущал, когда шел на первое свидание... (Короткая пауза) Или, к примеру, когда дочь родилась… Ты присутствовал на родах?
Ангел. Конечно, присутствовал. Я всегда...
Гвидо. Но не в качестве отца.
Ангел.Ну, да, не в качестве...
Гвидо. Видишь.
Пауза
Ангел. А что не понравилось?
Гвидо. Надо подумать...
Ангел. А про то, что понравилось, думать не надо было?
Гвидо. Когда про негатив говоришь, ответственность возрастает.
Ангел. Вообще-то, да. Но есть ведь вещи безобидные – типа спагетти. Может тебе спаржа не нравится...
Гвидо. Спаржа не нравится, но это не значит, что она плохая. Доминик очень любит спаржу... с икорным соусом. Соус делаешь на основе сметаны с красной икрой... Очень вкусно. Я соус пробовал – на самом деле вкусно, а спаржу...
Ангел. Я же не спрашиваю, что нужно взять и отменить раз и навсегда... Я просто спрашиваю: что тебе не понравилось?
Пауза
Гвидо. Не понравилось, когда родным больно... У Марии зуб болел, ей лет шесть было... Ужас! Все бы отдал тогда, чтобы боль прекратить...
Ангел. Да, я знаю.
Гвидо (передразнивая). «Я знаю». Помог бы, раз знаешь.
Ангел.Не мог я помочь.
Гвидо. Тогда не хвались своей осведомленностью.
Ангел. Да я не хвалюсь. Помог бы, но не мог...
Гвидо(после паузы). Вспомнил: бюрократия не понравилась. Все эти бумажки, справки, документы... Какая гадость!
Ангел. А чиновникам нравится.
Гвидо. Кому?
Ангел. Чиновникам.
Гвидо. Чиновники... Какая гадость!
Ангел. Вот разошелся! Среди них есть достойные люди.
Гвидо. Дома они «достойные люди», а на работе – чиновники.
Ангел. Еще к кому не привык?
Гвидо. К хамам не привык...
Ангел. А к уходу близких людей из жизни?
Гвидо(после паузы). Не хочу об этом.
Ангел. Кого-то стесняешься?
Гвидо. Не ерничай. Я не люблю эту тему.
Ангел. Так она уже позади.
Гвидо. Хотя, да, уже позади... Знаешь, когда близкие люди уходят, жалеешь не их, а себя... Жалеешь так, будто тебе отрезали руку.
Ангел. Ну и что?
Гвидо. Что «ну и что»?
Ангел. Ну и что, что отрезали?
Гвидо(после паузы). Не знаю. Может, пример не очень красноречивый...
Ангел. Пример красноречивый. Просто не очень понятно, чего вы рыдаете, когда близкий вам человек уходит?
Гвидо. Сейчас, вроде, понимаю, что нелепость, а тогда не мог сдержаться...
Ангел. Не сдерживаться надо, а...
Гвидо. Понимать?
Ангел. Верить!
Гвидо. Умный ты! Это сейчас легко верить, а там – сплошные сомнения.
Ангел. Ладно, сейчас-то какая разница?
Гвидо. Сейчас – никакой.
Ангел. Вот именно.
Пауза
Гвидо. А дальше что?
Ангел. Дальше – жизнь.
Гвидо. Какая? Следующая?
Ангел. Почему следующая? Та же.
Гвидо. А Страшный суд?
Ангел. Суд?
Гвидо. Ну да, Страшный суд.
Ангел. Суд – понятно, а почему «страшный»?
Гвидо. Называется так: «Страшный суд».
Ангел. Я иногда вас не понимаю. Что за нелепая окраска – «страшный»? Ты чего хочешь?
Гвидо. Я думал, что очередь к Господу, страшный... прости... суд... потом Рай или Ад… Вот так я думал.
Ангел.Ну, в целом, практически так, но не совсем.
Гвидо. Как это, «не совсем»?
Ангел. Ну, если вашим языком говорить, то оно, может, так и называется, а если на самом деле, то... не совсем.
Гвидо. Начинаются сюрпризы! Сейчас выяснится, что Рая нет, а есть только Преисподняя и мне надо «вниз по лесенке, налево, там увидишь котлы со смолой, третий от края – твой». Так, что ли?
Ангел. Да нет, что ты... Это все ваши художественные приемы: метафоры, гиперболы, аллегории... Все проще – я тебе объясню... Пошли...
Ангел берет Гвидо за руку и подводит его к краю, расположенному над первой комнатой.
Гвидо(смотрит вниз).Я здесь, вроде, был?
Ангел. Был.
Гвидо. Это что, Ад?
Ангел. Ну, если пользоваться вашей терминологией.
Пауза
Гвидо.Понял. (Пауза) И сколько кругов так можно?..
Ангел. Сколько угодно.
Гвидо. До каких пор?
Ангел. Пока все не сделаешь правильно. Но каждый раз ситуации будут другими
Гвидо. Что значит «правильно»?
Ангел. Это ты сам должен понять.
Пауза
Гвидо. Так мне что, туда?
Ангел. Не знаю.
Гвидо.А варианты?
Ангел. Есть.
Гвидо. Какие?
Ангел. Вверх.
Гвидо. Без лестницы?
Ангел. Лестница не ведет вверх – вверх ведет дух.
Гвидо(после паузы). Ты не знаешь, я все сделал правильно?
Ангел. Не знаю.
Гвидо. Честно не знаешь?
Ангел. Честно – не знаю. Не волнуйся, скоро все выяснится.
Гвидо. Как скоро?
Ангел. Очень скоро.
Пауза
Гвидо. Попрощаемся?
Ангел. Можем попрощаться, если хочешь, но я никуда не ухожу.
Гвидо. Хорошо, не будем. Мне так даже легче...
Ангел. Ну что, готов?
Гвидо. Подожди, я хотел спросить: а что там, наверху?
Ангел. Это имеет значение?
Гвидо. Нет, я просто так спросил. (Корокая пауза) Ну что, я пошел?
Ангел молчит. Гвидо закрывает глаза, стоит некоторое, затем делает шаг...
Свет медленно гаснет.
Занавес
Халезин Николай