Компетенции обучающегося, формируемого в результате, освоения дисциплины.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УМР
_______________ A.A. Панфилов
« ___» ________________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Спортивная медицина»
Направление подготовки:44.03.01. «Педагогическое образование»
Профиль подготовки: «Физическая культура»
Квалификация(степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения:очная
Семестр | Трудоем-кость зач. ед, час. | Лек-ций, час. | Практич. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экз./зачет) |
4 ЗЕТ/144 | - | Экзамен-45 | ||||
Итого | 4 ЗЕТ/144 | - | Экзамен-45 |
Владимир 2016
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Ознакомить будущих педагогов по физической культуре с системой медицинского обеспечения занимающихся физической культурой и спортом, направленной на укрепление их здоровья, повышение работоспособности, предупреждение переутомлений, травм и заболеваний, на лечение и реабилитацию заболевших, с учетом знаний, полученных студентами на курсах биологии, анатомии, физиологии, ТМФВС о защитных и компенсаторных механизмах организма, о критериях нормального морфофункционального состояния человека, о структуре и содержании занятий физической культурой и спортом. Cпортивная медицина предназначена для сохранения и укрепления здоровья людей, занимающихся физической культурой и спортом, лечения и профилактики у них патологических состояний и заболеваний, содействия рационального использования средств и методов физической культуры и спорта, оптимизации процессов постнагрузочного восстановления и повышению работоспособности, продлению активного, творческого периода жизни.
Задачи курса
В процессе обучения студенты должны:
1. Изучить теоретические основы общей патологии.
2. Участие в решении вопросов спортивной ориентации и отбора.
3. Осуществление систематического контроля за функциональным состоянием организма у занимающихся физической культурой и спортом в процессе тренировок и соревнований.
4. Анализ заболеваний, травм и специфических повреждений, возникающих при нерациональных занятиях физической культурой и спортом; разработка методов их ранней диагностики, лечения, реабилитации и профилактики.
5. Знать теоретические основы спортивной медицины, необходимые в дальнейшей практической деятельности для оптимизации учебно-тренировочного процесса, достижения высокого спортивного результата при сохранении здоровья спортсмена.
6. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах и острых патологических состояниях в спорте.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Данный учебный курс предназначен для студентов 4 курса очной формы обучения с целью подготовки из их числа педагогов по физической культуре.
Дисциплина «Спортивная медицина» относится к вариативной части блока Б1, наряду с «Анатомией человека», «Общей и спортивной физиологией человека», «Морфологией человека», «Биохимией» и «Биомеханикой спортивной деятельномти», является теоретической базой для изучения основ общей патологии и физической реабилитации.
Компетенции обучающегося, формируемого в результате, освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть следующими компетенциями:
-способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций(ОК-9);
-готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся(ОПК-6).
В результате изучения студент должен:
знать:
-основные термины, применяемые в спортивной медицине;
- основные методы изучения и оценки различных показателей функционального состояния органов и систем с учётом двигательной нагрузки;
- функциональные пробы для всех систем;
- особенности контроля за влиянием двигательной нагрузки на организм в половозрастном аспекте;
- дополнительные средства восстановления;
- основы спортивной патологии;
- основы общей патологии;
- организацию системы врачебного контроля при занятиях физической культурой и спортом;
- влияние физических упражнений на органы и системы, морфо-функциональные особенности организма спортсмена;
- методику исследования и оценки физического развития;
- классификацию и общие принципы использования средств повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов;
- правила оказания неотложной помощи при наиболее частых травмах и острых патологических состояниях при занятиях спортом;
уметь:
- оказывать первую медицинскую помощь при травме и внезапном заболевании;
- проводить и оценивать результаты тестов;
- оценивать степень тренированности по данным функциональных проб, дать рекомендации по её увеличению;
- анализировать все исследования с точки зрения влияния на здоровье школьника;
владеть:методикой тестирования функционального состояния различных систем организма;
- методикой исследования и оценки общей и специальной физической работоспособности;
- методикой и трактовкой врачебно-педагогических наблюдений;
- организацией медицинского обеспечения спортивных соревнований.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач. ед., 144 часа
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) , форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Лабораторные работы | Контрольные работы, коллоквиумы | СРС | КП / КР | ||||||
Введение в курс «Спортивная медицина». Цели, задачи, этиология. | ||||||||||||
Типовой патологический процесс. Основы общей патологии. | 3|50% | |||||||||||
Основы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний | 3/50% | |||||||||||
Спортивная травматология | 3/50% | Рейтинг - контроль 1 | ||||||||||
Содержание и методы врачебного контроля за физкультурниками и спортсменами | 2/50% | |||||||||||
Методы медицинского обследования детей и подростков. Оценка физического развития | 3/50% | Рейтинг – контроль 2 | ||||||||||
Средства повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов. | ||||||||||||
Диагностика, лечение и профилактика спортивных травм и заболеваний. Первая помощь при острых патологических состояниях в спорте | 2/50% | Рейтинг – контроль 3 | ||||||||||
Всего: | 16/38 % | Экзамен |