Системы обеспечения качества ВПО в зарубежных странах
Австрия | Организация:Аккредитационный совет, независимый орган, создан в 2002 году. Особенности:полная юридическая автономия университетов, контракты по результатам деятельности и эффективность структур менеджмента. Планируется создание Австрийского агентства по обеспечению качества. Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Велико-британия | Организация:Агентство по обеспечению качества в высшем образовании (QAA), независимый орган, создано в 1997 году. Мероприятия:публикация отчетов по учебным заведениям и дисциплинам, руководств; конференции, семинары, с 2003 – институциональные проверки. Сотрудничество:двусторонние связи, представитель в руководящей группе Европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA). Шотландия, Уэльс – собственные методы институциональной оценки. Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Венгрия | Организация:Аккредитационная комиссия Венгрии, создана в 1993-ем году. Направления:Поддержка институциональной автономии. Введение системы самооценки институтов, основанной на европейских моделях. Сотрудничество:член Европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA). |
Германия | Организация:Аккредитационный совет (Akkreditierungsrat), независимый орган, создан в 1997 году. Региональные и специализированные агентства. Мероприятия:Аккредитация новых программ бакалавров и магистров во всех землях (Аккр. Совет). Система интер-институциональной оценки. Сотрудничество:член Европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA). Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Дания | Организация:Датский институт оценки, независимый орган, создан в 1992 году. Мероприятия:решения по университетским контрактам на основе результатов, которые они заключают с Министром науки, технологии и инноваций. Для проведения экзаменов датские вузы должны использовать корпус внешних экзаменаторов, которые также проводят оценку всех результатов экзаменов. Сотрудничество:соучредитель Европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA). Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Ирландия | Университетский сектор:Управление высшего образования (HEA), создано в 1971 году. Вне-университетский сектор:Совет по высшему образованию и степеням (HETAC) (за исключением Дублинского института технологии). Организации:В 1999 году было создано Национальное управление по квалификациям, а в 2003-ем - Университетский совет по качеству. Сотрудничество:Управление высшего образования и HETAC являются членами Европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA). Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Италия | Организация:Национальный Комитет Оценки Качества Университетов (НКОКУ). Мероприятия:определение общих критериев оценки университетов, содействие проведению соответствующих процедур, распространение методик оценки, выработка ежегодной программы внешней оценки качества университетов. Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Ниделанды | Организация:Нидерландская организация аккредитации, создана в 2002-ом году. Нидерландский совет по аккредитации, независимый орган, создан в 2003-ем году. Мероприятия:Оценка курсов в колледжах и университетах. Процесс включает самооценку и привлечение внешних экспертов институтами. Аккредитация предоставляется на 6 лет. Сотрудничество:встречи на международном уровне. Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Норвегия | Организация:Норвежское агентство по обеспечению качества в образовании, NOKUT, основано парламентом Норвегии в 2002, начало свою деятельность с 1 января 2003 года. Мероприятия:NOKUT оценивает работу частных ВУЗов а также государственных ВУЗов, которые хотят изменить свой статус, аккредитует академические курсы, когда такая аккредитация не может быть дана конкретным учебным заведением, контролирует и оценивает уже выданные аккредитации. Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Польша | Организации:Национальная аккредитационная комиссия, Генеральный совет по высшему образованию (определение стандартов); Министерство национального образования и спорта (постановления). Мероприятия:Процесс по обеспечению качества включает 3 стадии: самооценка; визит группы экспертов; финальный отчет. Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Финляндия | Организация:Финский Совет по оценке высшего образования (FINHEEC) , создан в 1995 году (оценка качества, консультативный орган Министерства образования, программы тематических оценок). Мероприятия: -институты законодательно обязаны проводить самооценку, участвовать в проведении независимых оценок. Отчеты публикуются (многие - на английском языке). Сотрудничество:Член ЕNQA, участие в нескольких международных проектах на скандинавском, европейском и мировом уровнях. Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Франция | Организация:Национальный комитет по оценке—член Европейской системы обеспечения качества (ENQA). Мероприятия:результаты регулярной национальной оценки качества программ высших учебных заведений, образовательных предложений и системы сертификации принимаются во внимание до принятия государством решения об “аккредитации” на ограниченный период времени. В этом контексте система 4-летнего контракта,введённая в начале 1990-х г.г., основывается главным образом на внешних оценках всей деятельности учреждения. Участвует в Tuning Educational Structures in Europe. |
Чехия | Организация:Аккредитационная комиссия, независимый орган, состоит из 21 члена, включая иностранных экспертов. Система обеспечения качества:самооценка, внешняя оценка, визит экспертов, аккредитация. Сотрудничество:член Европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), Международной сети агентств по обеспечению качества в высшем образовании (INQAAHE), основатель Центр. И Вост.-Европейской сети агентств по обеспечению качества в высшем образовании. |
Швеция | С 2001 года оценку существующих предметов и программ, права присвоения степеней, процессов обеспечения качества на местном уровне проводит Национальное Агентство по высшему образованию. Оценка проводится каждые шесть лет, информация о ней является открытой и предоставляется всем студентам. В проведении оценки, наряду со студентами и работодателями, участвуют эксперты шведских и иностранных вузов. Сотрудничество:Национальное Агентство высшего образования – член ENQA, а также Ассоциации агентств по обеспечению качества стран Скандинавии |
Содержательным критерием оценки качества образовательных программ в США является обеспечение рынка труда человеческим капиталом, а формирование духовного и научного потенциала общества, сохранение культурных традиций и развитие науки вне зависимости от её практического применения отходит на второй план. Негативные последствия данной тенденции: в условиях постоянной модернизации и достаточно коротких учебных курсов трудно сохранять определённый теоретический объём, поскольку постоянное обновление и дополнение информации требует не только пересмотра структуры курса, но и уменьшения прежнего его объёма, включающего и теорию.
Установление потенциальных потребителей результатов общественно-профессиональной оценки ОПпозволило прийти к выводу, что основными группами пользователей информации об оценке качества ОП ВПО являются: администрация и работники вуза, организации и учреждения, финансирующие высшее образование, акционеры, вкладчики, потребители (студенты, слушатели, аспиранты, родители), кредиторы, работодатели, государственные органы.
За рубежом во взаимодействие с университетским сектором включены различные организации. А также профессиональные сообщества педагогов. Педагогический корпус может определять политику и представлять интересы внутри сообщества работников высшего образования в целом. Таким образом, появляется возможность обозначения, обсуждения и принятия решений по общим проблемам не только на уровне отдельного образовательного учреждения.
В связи с этим правительственные организации и частные фонды создают и поддерживают сайты, включающие базы данных об учреждениях третичного (в соответствии с международной классификацией стандартов образования МКСО) высшего (послесреднего) образования, например, сайт Академии высшего образования (The Higher Education Academy http://www.heacademy.ac.uk/).На данном сайте представлены более 100 различных образовательных учреждений Соединенного Королевства и других стран, и пользователи могут осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с предложенными на сайте критериями поиска.
Функция общественной и профессиональной оценки образовательных программ реализуется исследовательскими и финансирующими организациями и фондами, правительственными органами и организациями, а также образовательными учреждениями или организациями.
Исследовательские организации (http://www.research-councils.ac.uk – домашняя страница Исследовательского совета Великобритании (The Research Councils UK)), а также сайты научно-исследовательских организаций и советов по отраслям науки.
Безусловно, значимым фактором в организации, стимулировании и продвижении общественно-профессиональной оценки являются правительства стран, правительственные органы, а также ведущие образовательные агентства, осуществляющие политику правительства, выступающие с различными инициативами, представляющие разнообразные отчеты и доклады общественно-педагогическому сообществу и, кроме того, обеспечивающие доступ к правительственным публикациям и пресс-релизам, в которых прямо или косвенно дается оценка образовательных программ. В качестве примера можно привести рейтинговые таблицы, ежегодно публикуемые в Великобритании. Достаточно широко известен опыт представления результатов общеобразовательных учреждений, который как в самой стране, так и за рубежом имеет чаще негативную оценку, поскольку результаты представлялись, главным образом, через результаты (средние баллы), полученные учащимися школы при независимом национальном тестировании. Понятно, что социальный контекст, в котором находятся школы может очень различаться, например, Южный Лондон (графство Сюррей - Surrey), где находятся школы, демонстрирующие лучшие результаты по стране и социально депривированные территории региона Халл (Hull-upon-Humber). Именно поэтому результаты образовательных учреждений представляются сегодня не через продемонстрированный средний балл учащихся, а через индекс роста как разницу между прошлым и настоящим результатом, который свидетельствует о потенциале развития ОУ и способности педагогического коллектива реализовать этот потенциал, использовать все возможные ресурсы развития. Подобная же практика, в частности, построение рейтинговых таблиц, вводится в отношении университетов.
Особо следует отметить поддерживаемые правительством сайты, освещающие ситуацию в образовании и продвигающие через позитивное представление различных образовательных программ идею образования через всю жизнь. В этом плане замечательным примером является сайт, поддерживаемый Национальной Ассамблеей Уэльса «Обучающийся Уэльс»(Learning Wales -http://www.learning.wales.gov.uk/), а также сайт, поддерживаемый правительством Соединенного Королевства, обеспечивающий прямой контакт с правительством, его органами и поддерживаемыми организациями (Directgov - http://www.directgov.gov.uk).
Правительства стран поддерживают образовательные агентства, занимающиеся вопросами стандартов, учебных планов и программ, квалификаций, информационно-коммуникационными технологий в образовании, организации экзаменов и оценки. Чрезвычайно распространены в мире правительственные организации, основной целью которых являются инициативы в образовании на основе аналитически докладов о его состоянии и ориентированные на продвижение идеи обучения через всю жизнь.