Системы здравоохранения в зарубежных странах. Их основные преимущества и недостатки.

1. Частно-предпринимательская (платная): США, Люксембург, Ю. Корея. +высокое качество мед.помощи за счет финансирования (14%ВВП); быстро реагирует на новые технологии, --платят пациенты сами через ДМС, чем больше рисков, тем дороже страховка; недоступность, расточительность, врачи не заинтерисованы, назначают услуги, в которых нет необходимости.

2. Государственное ЗО. (Великобритания, Италия) Лучшая в 70-х гг., но если финансируется более 5% ВВП, в России по остаточному принципу. +доступность 100%, но маленький объем, жесткая централизацияпланирования, финансирования и управления – по смете. + удобно планировать. – нет стимула для медперсонала, все зарабатывают одинаково, инертная, не высокотехнологичная, маленькое финансирование.

Страховая медицина(Германия, Япония) + доп. источники финансирования – работодатель отчисляет на ОМС, достаточная мобильность; целевой характер финансирования здравоохранения; децентрализованный характер управ­ления и финансирования; относительная свобода выбора врача и реальная защита интересов пациента; соблюдение принципа общественной солидарности;

-- Относительно «бюрократическая» система

Меньшая динамич­ность по сравнению с частнопредпри­нимательской сис­темой

Система страховой медицины управляется государственными органами власти, но финансируется, как правило из трех источников:

1. Субсидии государства

2. Целевые взносы работодателей

3. Взносы самих работников.

История развития медицинского страхования в зарубежных странах и в России. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Цель, виды и субъекты медицинского страхования. Права граждан в системе медицинского страхования.

В настоящее время наиболее признана в мире страховая система здравоохранения.Эта система здравоохранения распространена в боль­шинстве экономически развитых стран.

В 1883 г. в Германиивпервые в мире был принят закон об обязатель­ном медицинском страховании на территории всей страны (закон Бисмарка). Этот закон послужил началом широкого распространения в мире, так называемой кассовой медицины. Работники определенных отраслей хозяй­ства во всей стране должны были в обязательном, установленном законом, порядке страховать себя на случай болезни. Страховые фонды должны были финансировать за счет обязательных страховых взносов как сами работники, так и их работодатели. Еще ряд законов, принятых правительством Бисмар­ка, формировали систему социального страхования, важнейшей и органиче­ской частью которой было медицинское страхование, а система здравоохра­нения, возникшая на его основе, получила название «системы здравоохране­ния Бисмарка», или просто страховой медицины.

Система страховой медицины управляется государственными органами власти, но финансируется, как правило из трех источников:

1. Субсидии государства

2. Целевые взносы работодателей

3. Взносы самих работников.

Взносы и фонды социального страхования являются разновидностью налогов и находятся под контролем государства.

Страховые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на оп­ределенный круг лиц, участвующих в соответствующей страховой програм­ме. Такая система имеет свои преимущества. I (режде всего целевое финан­сирование обеспечивает более весомые позиции здравоохранения. Эти взно­сы идут не в общий бюджет, а непосредственно на нужды охраны здоровья и обеспечивают плательщикам твердую гарантию возвратности этих средств. Целевой характер финансирования позволяет более гибко и опера­тивно реагировать на расширение потребностей в медицинской помощи.

Целевые взносы являются обязательными для всех получателей дохо­дов и уплачиваются в виде определенного процента от заработной платы (Франция -16%, Италия-13%, Нидерланды -9%, Япония -7%).

Объем медицинских услуг не зависит от материального достатка и раз­меров взносов в страховые фонды. В результате богатый платит за бедного, молодой - за старого, здоровый за больного, т. е. действует принцип обще­ственной солидарности,

В большинстве развитых стран системы медицинского страхования ох­ватывают от 70 до 100% населения, т. е. практически всех лиц наемного труда и их иждивенцев, пенсионеров, студентов, мелких предпринимателей. Лишь незначительная часть наиболее обеспеченных граждан лечатся за свой счет.

Таким образом, основными характерными чертами страховой медици­ны являются:

1. Участие в формировании страховых фондов трудящихся совместно с предпринимателями и государством

2. Государственное управление этими фондами

3. Распределение фондов независимо от заработка получателей льгот, а также от размера их взносов

Система медицинского страхования в странах Р^вропы развивалась в те­чение многих десятилетий и в настоящее время продолжает совершенство­ваться. В.то же время нет, пожалуй, ни одной страны в ммре, где здраво­охранение не имело бы проблем. Причем, как правило, эти проблемы носят финансовый характер. Однако, безусловно, странам со страховой системой медицины, эти проблемы решать значительно проще, чем в странах с част­ной или государственной системами.

Обобщая все вышесказанное, приведем основные достоинства и недос­татки системы медицинского страхования.

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Россий­ской Федерации» (1991). Цель, виды и субъекты медицинского страхования.

Кризисная ситуация, сложившаяся в нашем здравоохранении во время перестройки и начала реформ (в конце 80-х годов - начале 90-х годов) при­вело к принятию в 1991 г. закона «О медицинском страховании граждан в РФ»

Закон о медицинском страховании состоит из 4-х разделов, 28 статей.

I раздел (ст. 1 -2) - общие положения.

II раздел (ст. 3-13) — система медицинского страхования.

III раздел (ст. 14-19) - деятельность страховых медицинских орга­низаций

Раздел IV (ст. 20-28) - деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.

Законом предусмотрены следующие основные положения.

Цель медицинского страхования— гарантировать гражданам при воз­никновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Ст. 1 Закона РФ «О медицинском страховании...»).

Объектом медицинского страхованияявляется страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. (Ст. 3 Закона РФ «О медицинском страховании...»). При этом страховой риск - это предполагаемое событие, а страховой случай — совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или Законом. В медицинском страховании страховыми случаями являются включенные в страховую программу конкретные заболевания, травмы, увечья и особые состояния (беременность, послеродовый период и т.д.). Перечень страховых случаев, подлежащих оплате из средств страховых фондов, составляет страховую программу.

К субъектам медицинского страхованияотносятся властные струк­туры, отдельные юридические и физические лица взаимодействующие в системе медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования разделяются на прямые и косвенные.

Прямые субъекты - субъекты, непосредственно участвующие в орга­низации и проведении медицинского страхования.

Косвенные субъекты - субъекты, не участвующие непосредственно в медицинском страховании, но в то же время содействующие и способст­вующие реализации страховых медицинских программ.

Наши рекомендации