Технология работы с группой в первоначальный период

Технология создания ситуации успеха

Самостоятельно зафиксировать!!!

Технология предъявления педагогического требования

Самостоятельно зафиксировать!!!

Технология групповой проблемной работы (по С.Д.Полякову)

Самостоятельно зафиксировать!!!

Технология создания морально-психологического климата (по Пидкасистому)

Самостоятельно зафиксировать!!!

Технология работы с группой в первоначальный период

I. Большое значение имеет первое впечатление от школы, класса, учителя, которое должно быть положительным. Первичные формы поведения, эмоции, переживания создают психологическую установку на группу, педагогов, деятельность, учебное заведение в целом.

2. Устанавливается первичный порядок и удобство режимных моментов: четкость и разумность расписания занятий, определенность места занятий, удобство рабочего места, расположение и хранение личных вещей, одежды; ритуал приветствия, прощания; организация дежурства и т.п.

3. Складывается характер межличностных отношений, культура общения (знакомство, обращение по имени, уважительный тон, культура речевого поведения в основных коммуникативных ситуациях: просьба, благодарность, извинение, предложение помощи и др.).

4. Становление авторитета педагога, его педагогической позиции.

5. Зарождаются традиции коллектива. Создается Кодекс класса.

6. Классный руководитель начинает глубокое и всестороннее изучение воспитанников и их семей.

6. Задачи и содержание воспита­тельной работы в первом классе.

Воспитательные задачи интегрированного курса «Введение в школьную жизнь». Знакомство учителя с первоклассниками и их семьями, знакомство учащихся с классом, школой, одноклассниками, элементарными нормами и правилами поведения в школе. Овладение учащимися простейшими общеучебными умениями и навыками. Создание в классе благоприятного морального климата и культурной среды жизнедеятельности. Реализация воспитательных технологий работы с группой с первоначальный период, предъявления требования, создания морально-психологического климата (см. приложение 3). Предупреждение утомления, обеспечение двигательной активности.

7. Формирование у младших школьни­ков элементарных культурных навыков и привычек.

В культурных навыках и привычках отражаются нормы общественного сознания и поведения.

Навык – действие, доведенное до автоматизма, формируемое путем многократного повторения, состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных условиях поступать определенным образом.

Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого приобретает для человека характер потребности. Устойчивые привычки перерастают в черты характера, они могут складываться стихийно и в результате целенаправленного воспитания.

Элементарная повседневная культура включает:

ü культуру внешнего вида,

ü гигиеническую культуру,

ü культуру речи и общения,

ü самообслуживание,

ü культуру поведения в общественных местах и в природе,

ü бережное отношение к личным вещам и общественной собственности и др.

Для привития элементарной поведенческой культуры эффективно использование следующих методов: разъяснение, беседа, приучение, упражнение, игра, упражнение, драматизация, поручение, режим, педагогическая ситуация. Ввиду подражательности младших школьников особую роль играет пример взрослых, родителей, старшеклассников.

Значительным воспитательным эффектом обладает упражнение, систематически и целенаправленно применяемое для выработки устойчивых навыков и привычек поведения.Этапы организации упражнения:

ü вызвать у учащихся положительное отношение к вырабатываемой норме;

ü показать образец поведения;

ü повторить образец;

ü провести отработку навыка путем многократных действий;

ü использовать стимулирующие приемы.

Организуя систему нравственных игровых упражнений, воспитатель должен стремиться заключить его в яркие, необычные, увлекательные формы, синтезирующие игру и упражнение (примеры игровых упражнений см. в Приложении).

А.С.Белкин для выработки устойчивых навыков поведения предлагает прием «Тренировка». Суть приема состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных ситуациях и условиях поступать соответствующим образом, пока не сформируется определенный стереотип поступка. Создать поведенческую цепь – значит определить цель (какой именно элемент поведения нужно сформировать). Далее нужно разбить процесс достижения цели на отдельные этапы, на каждом этапе выделить именно те поведенческие акты, которые реальны в данный момент, добиться их усиления приемом положительного или отрицательного подкрепления.

Тренировка (упражнение) в поведенческой цепи отличается тем, что речь идет не о формировании поведения в целом, а об отдельном элементе поведения: о цепи действий, составляющих поступок (т.е. социально значимый акт).

8. Особенности работы с родителями первоклассников.

Посещение семей учащихся – необходимое условие установления контакта с родителями, выяснения особенностей семейного воспитания (см. приложение 15). На первом родительском собрании происходит знакомство родителей класса друг с другом, организуется беседа «Создадим содружество» (программа «Ориентир»). Обсуждаются задачи и содержание совместной работы, правила взаимоотношений, организационные вопросы.

Целесообразно оформление «Уголка для родителей», где помещается необходимая информация об уроках и внеклассных мероприятиях, объявления, памятки и рекомендации, благодарности родителям за оказанную помощь школе.

План проведения первого родительского собрания может быть таким:

1.Представление учителя родителям, небольшой рассказ о себе.

2.Знакомство родителей друг с другом.

3.Выступление учителя перед родителями о задачах обучения в первом классе, особенностях контингента учащихся, своей педагогической позиции в отношении детей и родителей.

4.Обсуждение организационных вопросов (о расписании, учебных принадлежностях, питании детей, группе продленного дня и др.)

5.Анкетирование родителей.

Практические задания:

! Разработайте рекомендации для учителя начальных классов по предупреждению тревожности, перегрузок и неврозов у первоклашек.

! Разработайте тематику воспитательных мероприятий, направленных на формирование у младших школьников элементарных культурных навыков и привычек.

Приложение

Наши рекомендации