Технология работы с группой в первоначальный период
Технология создания ситуации успеха
Самостоятельно зафиксировать!!!
Технология предъявления педагогического требования
Самостоятельно зафиксировать!!!
Технология групповой проблемной работы (по С.Д.Полякову)
Самостоятельно зафиксировать!!!
Технология создания морально-психологического климата (по Пидкасистому)
Самостоятельно зафиксировать!!!
Технология работы с группой в первоначальный период
I. Большое значение имеет первое впечатление от школы, класса, учителя, которое должно быть положительным. Первичные формы поведения, эмоции, переживания создают психологическую установку на группу, педагогов, деятельность, учебное заведение в целом.
2. Устанавливается первичный порядок и удобство режимных моментов: четкость и разумность расписания занятий, определенность места занятий, удобство рабочего места, расположение и хранение личных вещей, одежды; ритуал приветствия, прощания; организация дежурства и т.п.
3. Складывается характер межличностных отношений, культура общения (знакомство, обращение по имени, уважительный тон, культура речевого поведения в основных коммуникативных ситуациях: просьба, благодарность, извинение, предложение помощи и др.).
4. Становление авторитета педагога, его педагогической позиции.
5. Зарождаются традиции коллектива. Создается Кодекс класса.
6. Классный руководитель начинает глубокое и всестороннее изучение воспитанников и их семей.
6. Задачи и содержание воспитательной работы в первом классе.
Воспитательные задачи интегрированного курса «Введение в школьную жизнь». Знакомство учителя с первоклассниками и их семьями, знакомство учащихся с классом, школой, одноклассниками, элементарными нормами и правилами поведения в школе. Овладение учащимися простейшими общеучебными умениями и навыками. Создание в классе благоприятного морального климата и культурной среды жизнедеятельности. Реализация воспитательных технологий работы с группой с первоначальный период, предъявления требования, создания морально-психологического климата (см. приложение 3). Предупреждение утомления, обеспечение двигательной активности.
7. Формирование у младших школьников элементарных культурных навыков и привычек.
В культурных навыках и привычках отражаются нормы общественного сознания и поведения.
Навык – действие, доведенное до автоматизма, формируемое путем многократного повторения, состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных условиях поступать определенным образом.
Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого приобретает для человека характер потребности. Устойчивые привычки перерастают в черты характера, они могут складываться стихийно и в результате целенаправленного воспитания.
Элементарная повседневная культура включает:
ü культуру внешнего вида,
ü гигиеническую культуру,
ü культуру речи и общения,
ü самообслуживание,
ü культуру поведения в общественных местах и в природе,
ü бережное отношение к личным вещам и общественной собственности и др.
Для привития элементарной поведенческой культуры эффективно использование следующих методов: разъяснение, беседа, приучение, упражнение, игра, упражнение, драматизация, поручение, режим, педагогическая ситуация. Ввиду подражательности младших школьников особую роль играет пример взрослых, родителей, старшеклассников.
Значительным воспитательным эффектом обладает упражнение, систематически и целенаправленно применяемое для выработки устойчивых навыков и привычек поведения.Этапы организации упражнения:
ü вызвать у учащихся положительное отношение к вырабатываемой норме;
ü показать образец поведения;
ü повторить образец;
ü провести отработку навыка путем многократных действий;
ü использовать стимулирующие приемы.
Организуя систему нравственных игровых упражнений, воспитатель должен стремиться заключить его в яркие, необычные, увлекательные формы, синтезирующие игру и упражнение (примеры игровых упражнений см. в Приложении).
А.С.Белкин для выработки устойчивых навыков поведения предлагает прием «Тренировка». Суть приема состоит в том, чтобы разработать систему последовательных действий, которые в целом должны сформировать стремление в сходных ситуациях и условиях поступать соответствующим образом, пока не сформируется определенный стереотип поступка. Создать поведенческую цепь – значит определить цель (какой именно элемент поведения нужно сформировать). Далее нужно разбить процесс достижения цели на отдельные этапы, на каждом этапе выделить именно те поведенческие акты, которые реальны в данный момент, добиться их усиления приемом положительного или отрицательного подкрепления.
Тренировка (упражнение) в поведенческой цепи отличается тем, что речь идет не о формировании поведения в целом, а об отдельном элементе поведения: о цепи действий, составляющих поступок (т.е. социально значимый акт).
8. Особенности работы с родителями первоклассников.
Посещение семей учащихся – необходимое условие установления контакта с родителями, выяснения особенностей семейного воспитания (см. приложение 15). На первом родительском собрании происходит знакомство родителей класса друг с другом, организуется беседа «Создадим содружество» (программа «Ориентир»). Обсуждаются задачи и содержание совместной работы, правила взаимоотношений, организационные вопросы.
Целесообразно оформление «Уголка для родителей», где помещается необходимая информация об уроках и внеклассных мероприятиях, объявления, памятки и рекомендации, благодарности родителям за оказанную помощь школе.
План проведения первого родительского собрания может быть таким:
1.Представление учителя родителям, небольшой рассказ о себе.
2.Знакомство родителей друг с другом.
3.Выступление учителя перед родителями о задачах обучения в первом классе, особенностях контингента учащихся, своей педагогической позиции в отношении детей и родителей.
4.Обсуждение организационных вопросов (о расписании, учебных принадлежностях, питании детей, группе продленного дня и др.)
5.Анкетирование родителей.
Практические задания:
! Разработайте рекомендации для учителя начальных классов по предупреждению тревожности, перегрузок и неврозов у первоклашек.
! Разработайте тематику воспитательных мероприятий, направленных на формирование у младших школьников элементарных культурных навыков и привычек.
Приложение