Психологическая готовность к школьному обучению. Раскройте психолого-педагогическое обоснование необходимости подготовки ребенка к школьному обучению
Раскройте психолого-педагогическое обоснование необходимости подготовки ребенка к школьному обучению. Назовите и раскройте основные показатели готовности к школе. Разработайте рекомендации для родителей по подготовке к школе.
План:
I. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению:
1. Педагогическая готовность к школьному обучению:
v навыки прямого и обратного счета;
v выполнение элементарных математических операций;
v узнавание печатных букв или чтение;
v копирование букв;
v пересказ содержания текстов, чтение стихов.
2. Психологическая готовность к школьному обучению:
2.1. Личностная готовность:
v внутренняя позиция школьника;
v отношения с взрослыми;
v отношения сотрудничества с другими детьми;
v отношение к себе.
2.2. Развитие произвольной сферы (волевая готовность):
v способность подчиняться правилам;
v способность подчиняться требованиям взрослого;
v умение работать по образцу.
2.3. Интеллектуальная готовность:
v владение определенными средствами познавательной деятельности(сенсорными эталонами, системой мер);
v осуществлять основные мыслительные операции(уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.);
v умственная активность (достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.)
Физическая готовность
II. Рекомендации для родителей по подготовке к школе.
I. Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению:
Поступление ребёнка в школу существенно изменяет социальную сторону его развития. Ребёнку придётся общаться не только с большим коллективом сверстников, но и со взрослыми, подчиняться требованиям, а главное, ему нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции. Неподготовленность ребёнка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребёнок должен быть готовым к этим формам сотрудничества со взрослыми и детьми, новым видам деятельности. Поэтому так необходима подготовка к школе.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Педагогическая готовность к школьному обучению.
Педагогическая готовность к школеопределяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д.
Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы: Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками ипр. В то же время, дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.
Психологическая готовность к школьному обучению.
Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных изарубежных психологов (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Йирасек, Г. Витцлак и др.).
Психологическая готовность к школе- это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми исверстниками и др. Развитие всех этих качеств в ихединстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.
В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность) и интеллектуальная готовность.