Укажите плюсы и минусы дифференциации заработной платы в системе образования.
Тема 7. Особенности управления персоналом образовательной организации.
Упражнение «Модели начисления заработной платы».
Внимательно ознакомьтесь с представленной информацией, выполните письменно следующие задания:
Укажите, какая модель, на ваш взгляд, удобнее для расчета.
Оцените, может ли применение различных моделей стимулировать региональную дифференциацию заработной платы работников образования.
Укажите плюсы и минусы дифференциации заработной платы в системе образования.
Существенное различие трех моделей - способ формирования постоянной части зарплаты учителя:
Модель 1. Базовый оклад +:
Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, которая позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на базовые оклады, которые были утверждены на региональном уровне. В ней применяются повышающие коэффициенты зависимости от особенностей нагрузки учителя к базовому окладу. Через специальный коэффициент может учитываться при начислении зарплаты разное количество учащихся у разных учителей.
В эту модель относится 47 регионов Российской Федерации: Санкт-Петербург, Хабаровский край, Приморский край, Чукотский край, Архангельская область, Липецкая область, Курская область, Московская область, Омская область и другие регионы нашей страны.
Расчет оклада учителя идет таким образом:
Оклад учителя = Базовый оклад * (К1+К2+К3+К4+К5+…), базовый оклад приравнивается к МРОТу.
К примеру, в Санкт-Петербурге Законом установлено 6 повышающих коэффициентов к размеру базового оклада:
1. коэффициент уровня образования (К1);существует для определения базового оклада всех категорий работников образовательных учреждений путём умножения на размер «базовой единицы», которая соответствует МРОТ, согласно закону города Санкт-Петербург.
2. коэффициент стажа работы (К2): Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 г. введены пять стажевых групп для специалистов и служащих образовательных учреждений, финансируемых из бюджета города.
Значения коэффициента стажа работы (табл. 8).
Таблица 8.
Стаж работы | Руководители | Специалисты | Служащие |
Стаж работы более 20 лет | Не применяется | 0,35 | 0,15 |
Стаж работы от 10 до 20 лет | Не применяется | 0,30 | 0,12 |
Стаж работы от 5 до 10 лет | Не применяется | 0,25 | 0,08 |
Стаж работы от 5 до 2 лет | Не применяется | 0,15 | 0,05 |
Стаж работы от 0 лет до 2 лет | Не применяется | 0,00 | 0,00 |
Составлена на основании: Закон г. Санкт - Петербурга №531-74 от 12 октября 2005 г.
3. коэффициент специфики работы (К3): учитывает степень отклонения условий труда работника образовательного учреждения от нормальных (табл. 9).
Таблица 9.
Значение | Вид (тип) ОУ |
0,15 – 0,2 | Общеобразовательные учреждения, в том числе: лицей, гимназия, школы, классы (группы) за индивидуальное обучение на дому, за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении работники, владеющие иностранным языком и применяющие его в работе |
0.15 – 0,40 | Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии |
0.15 – 0,20 | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в том числе*: детский сад, начальная школа (школа) - детский сад, школа, школа-интернат, училище |
0,15 - 0.20 | Школы- интернаты всех уровней, санаторные школы –интернаты; кадетские школы- интернаты |
0,15 – 0,40 | Учреждения социального обслуживания, в том числе: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних социальный приют для детей и подростков центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей |
0,25 | Общеобразовательные учреждения в сельской местности |
0,60 – 0,80 | Общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования при исправительно-трудовых учреждениях, воспитательно-трудовых и лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации |
Составлена на основании: Закон г. Санкт - Петербурга №531-74 от 12 октября 2005 г.
4. коэффициент квалификации (К4): учитывает наличие у работника образовательного учреждения квалификационной категории (высшая, первая, вторая категории), ученой степени, почетного звания (Российской Федерации или СССР: «Народный…», «Заслуженный…», «Мастер спорта международного класса»). Таким образом, данный коэффициент вводит три квалификационные группы, три ступени повышения должностного оклада:
- за квалификационную категорию (высшая, первая, вторая);
- за ученую степень;
- за почетное звание.