Базовый уровень – особенности вида
№ | Наименование тем | Количество часов | |||
Всего | В том числе | ||||
Лекц. | Сем. | Прак. | |||
БУ – 2(ПТ). Специальная подготовка (пешеходный туризм). Организация и проведение путешествий(СП, СПТ и П) 1 - 2 к.с. | |||||
2.1 | Организация, подготовка и проведение СП и СПТ 1- 2 к.с. | 7 | 3 | 2 | 2 |
2.2 | Особенности пешего туризма, стратегия и тактика СП и СПТ 1-2 к.с. | 4 | 2 | - | 2 |
2.3 | Снаряжение | 7 | 4 | 1 | 2 |
2.4 | Питание | 6 | 2 | 2 | 2 |
2.5 | Топография | 4 | 2 | 2 | - |
2.6 | Ориентирование на местности, особенности вида | 10 | 2 | 2 | 6 |
2.7 | Общая и специальная физическая подготовка туриста. Основные принципы спортивной тренировки в данном виде туризма. | 5 | 1 | - | 4 |
2.8 | Гигиена туриста. Медицинское обеспечение пешего похода 1-2к.с. и первая медицинская помощь. | 8 | 2 | 2 | 4 |
2.9 | Техника движения, естественные препятствия и способы их преодоления | 32 | 2 | - | 30 |
2.10 | Привалы и ночлеги | 11 | 2 | 1 | 8 |
2.11 | Причины травматизма и анализ несчастных случаев в простых путешествиях. Обеспечение безопасности (основные принципы). | 2 | 2 | - | - |
2.12 | Действия в экстремальных условиях. Основы выживания. | 8 | 2 | - | 6 |
2.13 | Взаимоотношения в туристской группе | 2 | 2 | - | - |
2.14 | Руководитель пешего похода, его ответственность, права и обязанности. | 2 | 2 | - | - |
Итого: |
2.1. Организации, подготовка и проведение путешествий (СП, СПТ и П) 1 - 2 к.с. Этапы подготовки и проведения путешествия: выбор района, времени и определение целей; сбор и изучение информации; комплектование группы (требования к участникам и руководителю) и распределения обязанностей; индивидуальные и групповые тренировки; подбор снаряжения и питания; транспортные вопросы; оформление заявочных и маршрутных документов, защита маршрута в МКК; действия участников на пути к району путешествия и обратно; сообщения в МКК; подготовка и оформление отчёта. Стратегическая задача пеших походов 1-2 к.сл. – правильная организация быта, взаимное уважение участников маршрута друг к другу. Формула: хорошо организованный отдых, питание и психологический микроклимат в группе – залог успешного прохождения маршрута.
2.2. Стратегия и тактика СП, СПТ и П (на примере маршрутов 1-2 к.сл.). Понятие стратегии и тактика пешего похода. Планирование пешего похода: выбор вида маршрута (его относительные преимущества и недостатки, зависимость веса рюкзака от вида маршрута); протяженность маршрута: продолжительность похода, количество дневок и резервных дней; распределение по маршруту технически сложных участков; протяженность дневных переходов; запасные участки маршрута. Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивака. Организация дневных переходов в различных условиях местности и погоды с учетом физического и морального состояния участников. Планирование и уточнение плана преодоления сложного участка (осыпного, травянистого, заболоченного, с потенциально опасной растительностью и др.): оценка обстановки и характера препятствий, выбор безопасного и рационального пути движения, определение порядка движения, мер страховки и самостраховки, а также действий в экстремальных ситуациях. Цель - дать слушателям понятие о стратегии и тактике пешего похода и научить их планировать поход и дневные переходы.
2.3. Снаряжение. Снаряжение групповое и личное, основные требования к нему: малый вес и объем, хорошая тепло- и влагоизоляция, прочность, удобство использования, надежность в эксплуатации. Различные типы палаток и каркасов. Спальные принадлежности (коврики, мешки, накидки). Костровой инвентарь (тросик, стойки, варочная посуда, топоры и пилы). Нагревательные и осветительные приборы. Ремонтный набор и ремонт снаряжения на маршруте. Личное снаряжение и требования к нему. Нижняя и верхняя одежда, рукавицы. Обувь: подбор обуви, правильное использование, подготовка обуви к походу. Рюкзаки. Транспортировка снаряжения.
2.4. Питание. Значение правильной организации питания в походе. Оценка энергозатрат и основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность и усвояемость; состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий пешего похода (основные понятия). Режим питания и его калорийность в зависимости от температурных условий и сложности маршрута. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продуктов. Составление меню и раскладка продуктов. Учет их расхода. Способы термообработки пищи. Достоинства и недостатки каждого из них. Различные способы фасовки и транспортировки продуктов, их преимущества и недостатки. Использование сублимированных продуктов и продуктов собственного изготовления, высоко калорийных питательных смесей. Приемы приготовления пищи из сублиматов. «НЗ» продуктов и «карманное питание».
2.5.Топография. Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, используемые в спортивных пеших походах. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схемы маршрута. Изучение местности по карте. Оценка характера пути и факторов проходимости местности (наличие дорожной и гидрографической сети, наличие и характер переправ, растительность, грунты, крутизна склонов). Выбор и описание по карте оптимального пути, определение характеристик рек.
2.6. Ориентирование на местности, особенности ориентирования в различных условиях. Компас. Подготовка данных для движения по азимуту. Истинный (географический) и магнитный меридианы, истинный и магнитный азимут. Склонение. Упрощенная формула определения магнитного азимута. Оформление данных для движения по азимуту в виде таблицы и схемы. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу. Азимут и движение по нему. Ориентирование карты, способы определения точки стояния. Способы выдерживания заданного направления движения. Место руководителя группы. Место и роль участника, ведущего группу по азимуту. Обход препятствий. Действия при потере ориентировки.
2.7. Общая и специальная физическая подготовка туриста. Значение и особенности физической подготовки. Общая и специальная физическая подготовка. Индивидуальные и групповые тренировки. Утренняя гимнастика. Рекомендуемые комплексы упражнений для подготовки к пешему походу. Сопутствующие виды спорта. Организация и проведение подготовительных тренировок. Закаливание организма. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль и самоконтроль. Тесты для оценки уровня физического развития и тренированности.
2.8. Гигиена туриста. Медицинское обеспечение похода 1-2 к.с. и первая медицинская помощь. Личная гигиена в походе. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряжению. Основные травмы и их предупреждение; заболевания, их симптомы и предупреждения, лечение в походных условиях. Предупреждение переохлаждений и перегрева, контроль и самоконтроль, оказание первой помощи. Медицинская аптечка (групповая и личная) и задачи «медика». Своевременная диагностика и основные навыки оказания первой медицинской помощи в походе при: травматическом шоке, ожогах, закрытых и открытых переломах конечностей и рёбер, ранениях внутренних органов, растяжениях и вывихах, колото-резаных ранах, острой сердечной недостаточности, воспалении легких и ангине, острых гастритах, отравлениях, кишечных расстройствах, потертостях ног. Проведение искусственного дыхания «рот в рот». Остановка кровотечения жгутом. Наружный массаж сердца. Teхника подкожного впрыскивания лекарственных препаратов (инъекции). Организация транспортировки пострадавшего на длительные расстояния.
2.9. Техника движения, естественные препятствия и способы их преодоления. Наиболее рациональные способы движения с рюкзаком по пересеченной местности. Характеристика естественных препятствий в таежной местности и среднегорье. Отработка основных приёмов и совершенствования навыков движения по заболоченной местности, осыпи, травянистому склону, зарослям, одиночным несложным скальным выходам. Преодоление бродов в одиночку и группой. Меры безопасности. Опасные места и их признаки. Меры самостраховки и страховки. Цель – научить слушателей четко владеть техникой и способами преодоления естественных препятствий.
2.10. Привалы и ночлеги. Назначение привалов, их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и характера местности, погоды, температуры, направления и силы ветра, физического и морального состояния участников. Организация обеденного привала. Факторы, влияющие на выбор места ночлега (бивака). Различные методы организации работ при разбивке бивака в зависимости от погоды, наличия светлого времени и состояния участников. Внешний вид бивака. Сохранение природы: запрещение порубки живых деревьев и устройство настила из лапника, кроме экстремальных условий, например, утрата палатки и т. д. Снятие с бивака. Меры предосторожности и безопасности во время бивачных работ и отдыха, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре и др. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья». Устройство заслона из подручных средств, а также с использованием полиэтилена или полотнища. Различные виды костра «нодья» и поддержание его равномерного горения. Цель – ознакомить слушателей с видами привалов и научить организации привалов и ночлегов в лесной зоне, в палатке и без нее.
2.11. Причины травматизма и анализ несчастных случаев в простых путешествиях. Обеспечение безопасности (основные принципы). Анализ данных о случаях травматизма и несчастных случаях в пеших походах 1-2 к.с. Основные причины: плохая физическая, тактическая, техническая и морально-волевая подготовка, недисциплинированность участников, недостаточный опыт и авторитет руководителя, слабое знание района и условий проведения пешего похода, переоценка своих возможностей, неправильные действия при резком изменение погодных условий, недостаточный контроль и самоконтроль при низких температурах и сильном ветре, плохо подготовленное снаряжение, незнание приемов оказания первой помощи при травмах и заболеваниях. Планирование безопасного прохождения маршрута.
2.12. Действия в экстремальных условиях. Основы выживания. Наиболее часто встречающиеся экстремальные ситуации в пеших походах 1-2 к.с. и их характеристики: болезнь участника, потеря участника, дисгармония взаимоотношений в группе, утрата (выход из строя) важного общественного или личного снаряжения или продуктов питания, потеря ориентировки, спешка при отставании от запланированного графика движения, жесткие условия погоды, физическое и моральное перенапряжение участников и др. Простейшие пути и способы выхода из создавшихся напряженных и конфликтных ситуаций. Тактические приемы и различные варианты действия группы, в зависимости от характера ситуации. Ответственность руководителя (ситуативного лидера) и участников, решительность и настойчивость их действий в борьбе за сохранение жизни всех членов группы.
Условия, в которых участник может остаться один. Действие участника, отставшего от группы. Умение преодолеть чувства безысходности и отчаяния. Действия с целью поиска группы. Выполнение осмысленной и полезной работы. Устройство укрытий и организация отдыха. Добывание пищи, разведение костра. Действия при ограниченном наборе снаряжения и продуктов питания.
2.13. Взаимоотношения в туристской группе. Мотивация и поведение человека.Терпимость, коммуникабельность. Роль руководителя. Оценка ситуации. Методы комплектования туристской группы. Выбор руководителя. Стереотипы поведения и роли участников: руководитель, штурман, завхоз, завснар, медик, ремонтник, хронометрист, необязательные роли (повар, летописец, кино-фотооператор, «комиссар», гитарист, арбитр, казначей, специалист по биваку, спонсор, «орел глазастый», «лось ломовой», «козел отпущения»).
2.14. Руководитель похода, его ответственность, права и обязанности. Добровольное подчинение туристов выбранному руководителю – основа отношений в туристской группе. «Правила проведения соревнований туристских спортивных походов» как основной закон, регламентирующий аспекты руководства в туризме. Роль руководителя группы на всех этапах подготовки и проведения пешего похода. Принципы управления группой, зависимость метода управления от опыта участников и руководителя. Моральная, административная и юридическая ответственность руководителя и участников группы.