Тема: Технология работы социального педагога с детьми девиантного поведения.
Девиантное поведение – это форма отклоняющегося поведения от нормы поведения. Поведение является девиантным, если поступок или действие не соответствуют установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам.
Делинквентное поведение - характеризуется, как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности.
Аддиктивное поведение – использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Основные факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
1. Биологические (генетические, психофизиологические, физиологические)
2. Психологические
3. Социально-педагогические
4. Социально-экономические
5. Морально-этические
Две основные технологии работы с подростками девиантного поведения:
-профилактическая
- реабилитационная
Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.
2 вида профилактики:
- психолого-педагогическая
- социально-педагогическая
Реабилитация – комплексная, многоуровневая, этапная диагностическая и коррекционная система взаимосвязанных действий, направленных к тому, чтобы восстановить права, статус, здоровье, дееспособность человека, утвердиться в собственных глазах и перед лицом окружающих.
Тема: Технология работы СП в учреждениях образования с одаренными детьми.
Технология – совокупность приемов, способов, методов позволяющих добиться результатов в задачах взаимодействия между людьми.
Работа с одаренными детьми требует высокого уровня педагогической компетенции и наличия определенных личностных качеств.
Одаренность — это качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких результатов по сравнению с другими.
Общие принципы обучения одаренных детей:
• Принцип развивающего и воспитывающего обучения (усвоение знаний и умений, познавательное развитие, воспитанию личностных качеств).
• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. (учитывать индивидуальные и типологические особенности)
• Принцип учета возрастных возможностей.
Основные образовательные структуры для работы с одаренными детьми:
- дошкольные образовательные учреждения, детские сады «Центры развития ребенка»
- общеобразовательные школы (условия для индивидуализации обучения)
-дополнительное образование (удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей одаренных детей, выявление, поддержка и развитие их способностей)
- система школ.
Социальный педагог с одаренными детьми осуществляет работу по нескольким направлениям:
Координационное: - организация экспериментальных площадок, проведение мероприятий, олимпиад и научно-практических конференций. - обеспечение нормативно-правовой базы.
Информационное: Формирование информационной базы данных о талантливых детях, создание банка методических материалов по работе.
·Консультационная поддержка для родителей и педагогов
· Привлечение внимания общественности (публикации в периодике, на открытых конференциях, семинарах, использование сети Интернет).
Диагностическое: Создание научно-исследовательских школ по разным дисциплинам и т.д
· Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей
Кадровое: Оказание методической помощи педагогам.
Развивающее: · создание очно-заочных школ; организация лицейских классов; поддержка научных обществ учащихся; вовлечение вузов.
Сопровождение – это метод, позволяющий создать условия для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Социальный педагог помогает родителям, направляет его к специалистам, организовывает консультации, осуществляет постоянный контакт между преподавателями и родителям.
Методы работы социального педагога с одаренными детьми:
административные или организационно-распорядительные |
социально-экономические |
педагогические |
психологические |