Руководство подвижной игрой

Методика проведения подвижных игр с детьми в доме ребёнка

Я работаю в ГУЗ «Специализированный дом ребёнка» в старшей группе, возраст детей от 2 до 3 лет, количество детей от 10 до 12. Для детей, воспитывающиеся в доме ребёнка, характерна определённая специфика. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного развития и родов, заболевания периода новорожденности, неблагополучную наследственность и т.п.; многие дети поступают из социально неблагополучных семей. В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни. Здесь нет близких им людей, круг получаемых впечатлений ограничен, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение со взрослыми – все это влияет на поведение, развитие, здоровье детей, отягощенных к тому же неблагоприятным анамнезом. Эти дети быстро устают и возбуждаются, трудно привыкают к новым людям. Поэтому весь педагогический коллектив дома ребёнка старается, по возможности, создать все условия для всестороннего развития детей, приближая их быт к домашнему.

Подбор игр и рекомендации к их проведению

Руководствуясь при отборе подвижных игр, я прежде всего опиралась на содержание игровых действий, возрастные особенности детей, их представление, умения, навыки, знания об окружающем мире, их возможности в познании нового.

Подбирая игры, я учитывала состав группы, так как у многих детей, пришедших к нам в группу, не было навыка совместных действий со сверстниками, а некоторые долго не могли привыкнуть к режиму дня.

Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно в разное время. Наиболее целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Поэтому я подбираю игры в зависимости от сезона, времени дня, Состоянии погоды, температуры ( в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования.

В разные времена года возможность проведения подвижных игр неодинакова. Например, зимой на воздухе подвижные игры с быстром бегом и подпрыгиванием я не проводила, так как теплая одежда и обувь затрудняют движение детей. Своеобразие провести игры малой подвижности с учётом размеров площадки или провести их в помещении. Наиболее благоприятными сезонами для проведения игр на свежем воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. В это время года я старалась использовать игры с самыми разнообразными двигательными заданиями.

При выборе игры необходимо учитывать, в какое время дня она проводится. В первой половине дня целесообразно проводить игры более подвижные, сочетая их с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. После музыкальных и физкультурных занятий лучше проводить менее подвижные игры, а после рисования и лепке, наоборот. В конце дня, не задолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Для проведения подвижных игр необходимо создать соответствующие гигиенические условия. Если игры я провожу в помещении, то комнату или зал, обязательно проветриваю. Перед игрой делается влажная уборка. Форточки во время подвижной игры оставляя открытыми. Температура воздуха в помещении не должна превышать +18 - +20. Одежду для детей подбираю теплою, но лёгкую, что бы не ограничивать свободу детей, а обувь легкую и удобную.

При проведении подвижной игры на свежем воздухе дворник подметает и поливает площадку, чтобы не было пыли. Продолжительность подвижной игры в младшей группе зависит от характера игровых действий, от количества играющих, от условий проведений, настроения детей, поэтому длительность ее может быть от 5 до 10 минут.

Обязательно включаю подвижные игры в занятия по физической культуре, однако стараюсь подбирать уже знакомые детям игры, которые не требуют длительного объяснения.

Подготовка к игре

При подготовке к игре прежде всего знакомлюсь с содержанием подвижной игры, затем уже готовлюсь к ее проведению. Подбираю игру в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью, с условиями проведения, наличием пособий, состоянием погоды и пр. заранее уточняю содержание игры, её правила, повторяю текст (если он есть в игре), продумываю приемы активизации детей, подготавливаю всё необходимое оборудование. Малышей до игры стараюсь познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки, что помогает детям быстрее освоить игровые действия.

Предварительно знакомлю детей с предметами, которые будут использованы в игре. Даю возможность рассмотреть их, попробовать поиграть с ними, чтобы при выполнении упражнений или во время игры дети не отвлекались от главной цели.

Непосредственно перед игрой готовлю все необходимое оборудование, раскладываю его так, чтобы детям было удобно им пользоваться, размечаю места для играющих. Перед началом игры привлекаю малышей к расстановке игрушек и пособий. Так, например, перед проведением игр «Птички в гнёздышках» «Воробушки и автомобиль» прошу детей помочь мне принести стулья. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению заданий.

Руководство подвижной игрой

При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Поэтому я всегда делаю упор на развитее и совершенствование движений детей, а также приучаю детей действовать в коллективе в соответствии с правилами, которые в том возрасте сводятся к воспитанию организованности, дисциплины, умения сдерживать себя и выполнять двигательные задания по сигналу.

В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельно двигательной активности детей беру на себя ведущую роль, а также в игре стараюсь быть не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т.п.). В этом случае малыши не только с удовольствием играют, но и, подражая действиям взрослого, стараются как можно лучше выполнять движения в соответствии с правилами игры.

Очень важным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Поэтому при объяснении малышам правил игры стараюсь эмоционально, выразительно передать интонациями своего голоса характер персонажей. При объяснении обращаю внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произношу слова, сопровождающиеся теми или иными движениями, чётко не торопясь; несколько громче произношу последнюю фразу текста, если она служит к смене движений.

Сюжетные игры объясняю детям коротким образным рассказом, чтобы вызвать у ребёнка яркие представления о тех персонажах, которых он будет изображать в игре. Часто объяснение подвижной игры совпадает по времени с началом и развертыванием самой игры. Например, говорю детям, что сейчас буем играть в игру «Птички в гнёздышках», и тут же предлагаю детям занять гнёздышки (заранее нарисованные кружки или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, говорю, что по сигналу « Солнышко!» все птички вылетают из гнёздышек и будут летать, при этом показываю, как они будут летать, и предлагаю детям-птичкам полетать вместе со мной. Через некоторое время объясняю: «Дождик пошёл, все птички прячутся в гнёздышки», - и поясняю, что все дети должны убежать и встать в свои кружочки. При объяснении игры большое количество слов, различные интонации, что значительно обогащает речь детей.

Игровые упражнения также сопровождаются пояснением, проговариванием от начала до конца. Например, руководя действиями детей в игровом упражнении «через ручеёк» говорю: «Теперь Максим будет переправляться через ручеёк. Иди Максим, не бойся ручеёк не глубокий»; «Осторожно, не спиши, а то попадёшь в воду и промочишь ноги»; «Вот молодец!». Попутно разговариваю с другими детьми: «Маша, а ты хочешь прийти через ручеёк?» - спрашиваю у неё. Если вижу, что ребёнок боится, говорю: «Машенька, не бойся, я возьму тебя за ручку, и мы вместе пойдём через ручеёк». Постоянное словесное общение с взрослыми доставляет детям радость и приносит большую пользу развитию их речи, воображению.

Для совершенствования движения детей использую разнообразные приёмы: показ, пояснение, указание, игровые образы. В процессе игры обязательно слежу за выполнением правил, взаимоотношениями между детьми, за их состоянием. Если дети слишком возбуждены или я вижу признаки утомления, то в этом случае прекращаю игру и переключаю детей на более спокойную деятельность.

Наши рекомендации