Наличие теоретической базы опыта.
Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровье сбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К. Смирнова, основное содержание понятия «здоровье сберегающая образовательная технология». В основе опыта лежит комплексная программа физической культуры.
Задачей физического воспитания в колледже является развитие физических качеств соответственно возрасту студента, без чего его личность нельзя признать всесторонне развитой. «Этот процесс возможно осуществить только посредством физических упражнений – многократного повторения заданного двигательного действия». Другими словами принципиально по-новому, нежели развивающие мышление, происходит познание студентом явлений сферы физической культуры. Здесь имеет место тренинг и уместны тесты, как средство за уровнем развития физических качеств. Хотя частично эта задача может решаться в ходе обучения двигательными действиями. Она должна ставиться специально, должна предусматриваться в учебном процессе средства ее решения, соответствующие формы организации и контроля.
Вместе с тем следует признать, что эту задачу только в колледже решить невозможно. Требуются ежедневные регулярные занятия.
Из этого следует, что основными видами обучения являются:
- основное обучение-урок,
- дополнительно-физкультурное оздоровительное мероприятие,
- факультативно-спортивные тренировки,
- самостоятельно-досуговые занятия.
Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций - это своеобразное проявление метода физических упражнений.
Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения студентов к их выполнению. Когда студент проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.
Изучение мотивов занятий физическими упражнениями и спортом является одной из наиболее трудных и специфических сторон изучения проблемы. Её исследованием занимались А.Ц.Пуни, Ю.Ю. Палайма, В.А. Соколов и др.
«Физическая активность студентов обусловлена, в основном эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно–спортивных занятий и доставляемых им удовольствие. Не случайно, видимо, студенты в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получения удовольствия от самого процесса физической активности».(Палайма Ю.Ю. «Мотивы спортивной деятельности»).
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровье сберегающих технологий. Здоровье сберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолог педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.
В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровье сберегающих технологий зависит от многих составляющих:
- активного участия в этом процессе самих студентов;
- создание здоровье сберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Весь процесс обучения в условиях здоровье сберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель - сформировать у студента основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
Основные задачи:
- Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
- Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
- Уточнить представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
- Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровье сбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель-умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровье сбережения.
- Добиться выполнения правил здоровье сбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
- Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех группах педагогического колледжа. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех студентов колледжа. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития студенты делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания.
Уроки физической культуры планирую в условиях 2-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению студентов к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей.
С целью активизации мышления студентов и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где студенты определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.
В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у студентов самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу колледжа.
Анализ результативности.
Труд учителя - тяжкий труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы.Использование региональных материалов на уроках физической культуры дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости обучающихся. Презентации, подготовленные на региональном материале, помогают учителю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности. Использование региональных материалов строится преимущественно на наглядном восприятии информации. В результате использования спортивных игр идет стабильный рост качества ЗУН обучающихся по физической культуре. Студенты колледжа занимают призовые места на муниципальных соревнованиях. Хорошие знания по физической культуре выпускники показывают при дальнейшем обучении в ВУЗах или по месту трудоустройства.
У обучающихся повысилась двигательная активность, повысился интерес к занятию спортом. В старших группах обучающихся изъявляют желание участвовать в спортивных мероприятиях. Показывают высокие спортивные результаты.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровье сберегающим образовательным технологиям позволило:
- Повысить успеваемость по предмету.
- Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
- Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
- Повысить динамику состояния здоровья учащихся
Здоровье сберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.