Краткая историческая справка
Введение
Фехтование вид спорта, который имеет давнюю спортивную, культурную традицию и занимает важное место в современном спорте, в том числе олимпийском.
Фехтование в современном мире интенсивно развивается. Повышается уровень спортивной подготовленности участников, представляющих на международных соревнованиях многие страны и все континенты. Совершенствуются правила ведения боев, системы проведения соревнований и технологии судейства, которые определяют необходимость изменений в технике, тактике и методиках специальной тренировки. В связи с этим востребована систематизация объективных требований к технико-тактической и функциональной тренированности фехтовальщиков, необходимы новые подходы к технологиям управления специализированной деятельностью в тренировках и соревнованиях, отбор педагогических установок, направленных на повышение уровня проявлений психических и двигательных качеств фехтовальщиков, совершенствования их тренировки в годичном и многолетнем циклах и т. д.
Все это определяет значительный интерес ученых, разрабатывающих науку о спорте, к проблемам фехтования. Защищены диссертации, изданы научные монографии и методические пособия, в которых изложены основные положения теории тренировки квалифицированных фехтовальщиков, разработанной учеными СССР и России, Польши, Германии, США и других стран.
Цель данной работы дать краткую систематизированную информацию об истории формирования и развития фехтования и современном состоянии этого вида.
Задачи: Провести краткий анализ развития мирового фехтования и исторических предпосылок его формирования, представить теоретические и методические основы системы тренировки, обобщены современные представления о технико-тактическом совершенствовании фехтовальщиков.
Краткая историческая справка
Искусство фехтования как система владения холодным оружием в современном его понимании начало формироваться в Западной Европе в промежутке между XIII и XV вв. Необходимость владения шпагами, саблями, пиками была вызвана появлением огнестрельного оружия, делавшего бесполезными тяжелые и дорогие доспехи, успешно применявшиеся рыцарями в предыдущие столетия.
Усилия военных специалистов многих стран были обобщены в итальянской и французской школах фехтования в XV и XVI вв., основные положения которых востребованы до настоящего времени. В частности, специализированные положения оружия, наименования и назначение основных приемов владения клинком, секторы нанесения ударов и уколов, способы передвижений по полю боя были описаны во многих книгах, изданных в Испании, Италии, Франции, Германии.
Изучение техники и тактики ведения боя легким холодным оружием проходило в России в XVII и XVIII вв. под влиянием западноевропейских систем фехтования. С ними знакомились российские дипломаты, а также офицеры, служившие в посольствах многих стран. Кроме того, известно, что фехтование итальянской и французской школ осваивали дворяне, путешествовавшие и длительное время проживавшие за рубежом. Однако официально введение западноевропейских систем фехтования началось в России после 1701 г., так как в программе обучения штурманов и командиров кораблей «рапирная наука» была утверждена в виде обязательного предмета, наряду с математикой, астрономией, навигацией и др. Причем во всех пособиях последующих двух веков подчеркивалась не военно-прикладная сущность владения искусством фехтования, а его воспитательная значимость в целях повышения физической и морально-волевой подготовленности, а также формирования личностного статуса офицеров.
В СССР и России, при сохранении теоретических основ зарубежных школ и, прежде всего, венгерской, были созданы отечественные системы подготовки к рукопашному бою и специальной тренировки фехтовальщиков. В результате их внедрения, а также издания цикла учебников и пособий за вторую половину XX в. было завоевано более 150 золотых медалей на мировых первенствах и Олимпийских играх.
В средневековой Европе и в последующие столетия теория и методика фехтования являлась составной частью культуры и науки своего времени. Ведь в ее формирование внесли вклад лучшие специалисты, представлявшие не только военную элиту, но и математики, архитекторы, инженеры, художники, писатели и поэты.
Вместе с тем создание системы владения легким холодным оружием заняло более 200 лет, и на этом историческом пути было немало трудных поисков и открытий. Менялись конструкции оружия, его вес, размеры и конфигурация гард и рукояток.
Спортивное фехтование, начиная с первых современных олимпийских игр (1896 г.), включено в программы практически всех комплексных крупных международных соревнований, в том числе таких, как Панамериканские, Азиатские и Африканские игры, Универсиады и др.
Регулярно более ста лет проводятся мировые первенства среди взрослых, за исключением периодов, в которых проходили мировые войны (1914-1918 гг. и 1939-1945 гг.). Возобновилось в последнее десятилетие проведение чемпионатов Европы (предназначенных для участников не старше 23 лет, в отличие от Европейских первенств 20-х и 30-х гг., не имевших возрастного критерия).
Развитие мирового фехтования, помимо увеличения числа занимающихся и культивирующих его стран на всех континентах, характерно, прежде всего, расширением программ чемпионатов. Начиная с Олимпийских игр в Риме (1960 г.) вводится командный турнир среди женских команд, а затем программы мировых первенств и олимпиад дополняются соревнованиями на шпагах (1996 г.) и саблях (2004 г.) среди женщин. Причем постепенно, вслед за личными чемпионатами, начинают проводиться и командные первенства в этих видах фехтования.
Юниорские личные мировые первенства (для участников до 20 лет) в последнее двадцатилетие расширены командными соревнованиями, а также личными и командными турнирами среди кадетов (для участников до 17 лет).
Международный календарь для фехтовальщиков заполняется циклом рейтинговых турниров (категории «А» и «Б»), личных и командных, для взрослых, юниоров и кадетов, объединенных в системе розыгрыша «Кубков мира» во всех видах программы личных и командных первенств.
Возросшие общие масштабы развития спортивного фехтования и повышение технико-тактического уровня участников соревнований подтверждаются победами представителей и команд различных континентов и стран. Способствовали этому увеличившиеся возможности для наблюдений, анализа и обмена опытом, взаимопроникновение методик тренировки.
Система физических упражнений (влияние данного вида спорта на физическое развитие, функциональную подготовленности, технические качества и свойства личности)
Система спортивной тренировки многокомпонентна, и в основе ее построения лежит учет общих характеристик соревновательной деятельности, корректируемых сопоставлением с технико-тактическими приоритетами ведения поединков в видах фехтования. При этом эффективность управления тренированностью лимитируется состоянием организма спортсменов, составом избранных воздействий на психическую и двигательную сферы, а также и соотношениями между уровнями их отдельных проявлений.
Направленность тренировки к высшим достижениям определяет необходимость выявления ведущих качеств и психофизических способностей спортсменов, проявляемых в тренировочных поединках и соревнованиях, для их последующей специализации в видах фехтования. Важнейшей частью содержания тренировки являются соревновательные упражнения, в которых находят проявления основные требования к двигательной и психической деятельности фехтовальщиков.
Направленность на повышение общего уровня спортивной подготовленности и планируемых результатов в соревнованиях проявляется в содержании трех разделов тренировки и, в частности:
в выборе структуры годичных и многолетнего циклов (при избранных объемах, интенсивности и психической напряженности нагрузок и их динамике);
в планировании содержания технико-тактического совершенствования;
в построении и методиках функциональной тренировки.
В свою очередь, их реализация в спортивной практике обеспечивается выбором и построением упражнений и педагогических установок на совершенствование типовых действий и тактических моделей ведения боев, универсализацией и индивидуализацией технико-тактической и двигательной подготовленности, специализацией проявлений психических и двигательных качеств в многолетней тренировке.
Эффективность системы спортивной тренировки в современном фехтовании определяется уровнем реализации теоретических и методических положений, отражающих успешно апробированные структурные компоненты ее построения, уровни значимости характеристик соревновательной деятельности и технико-тактические приоритеты для ведения боев в каждом виде программы.
Постоянное специализирование проявлений психических и двигательных качеств, функциональной тренированности. Эффективность овладения способами ведения фехтовальных боев, оценки результатов участия в соревнованиях для каждого фехтовальщика взаимосвязаны с уровнем специализированности проявлений психических и двигательных качеств, так как применение действий в схватках (атак, защит с ответом, контратак) основано на зрительно-моторных реакциях, внимании, памяти, мышлении, быстроте, ловкости и выносливости). Поэтому постоянное применение упражнений, направленных на их специализирование, ускоряет освоения действий в тренировках и их успешное применения в соревнованиях.
Совершенствование техники и тактики обеспечивает параллельное овладение комплексом специальных умений, основанных на проявлениях простых и сложных двигательных реакций, предвосхищениях дистанции и момента в противоборстве с противником в схватках.
Все это приводит к выработке специфических качеств «чувства оружия», «чувства дистанции», «чувства времени», которые в совокупности с технико-тактической подготовленностью составляют «чувство боя» ведущее специализированное свойство квалифицированных фехтовальщиков.
Облегчение и усложнение упражнений достигается, прежде всего, подбором боевых действий и ситуаций, а также изменением характеристик движений тренера (партнера) клинком (передвижений по полю боя) и исходных дистанций. Выбор содержания тренировок и его распределение (а также по этапам и периодам годичного цикла) зависят от направленности на повышение (сохранение или восстановление), квалификации фехтовальщиков и уровня их тренированности (в том числе и оценки самочувствия).
Показателями тренировочных воздействий служат энергетические затраты фехтовальщиков в годичном цикле тренировки. В частности, по мере повышения тренированности кислородный запрос в отдельной тренировке снижается. При этом под влиянием систематических тренировок, особенно с использованием индивидуальных уроков и тренировочных боев, общий кислородный долг увеличивается.
Снижение энергетических затрат при выполнении специальных упражнений фехтовальщика происходит благодаря «экономизации» в функциях организма под влиянием длительных тренировок. При этом специализированная деятельность и, прежде всего, тренировочные бои, требующие проявлений максимально достигнутого уровня техники и тактики, двигательной активности в условиях повышения психической напряженности ситуаций, характерны «мобилизацией» функций с более высокими энерготратами. Следовательно, по мере повышения тренированности фехтовальщиков энергетическая стоимость специализированных упражнений (индивидуальный урок и тренировочные бои) возрастает за счет анаэробных процессов, а тренировки позитивно влияют преимущественно на безкислородные ресурсы организма. Вместе с тем общие энерготраты в тренировке фехтовальщиков достаточно велики и находятся на уровне, достигающем 9000 кал на 1 кг массы тела.
Таким образом, в тренировках и соревнованиях у квалифицированных фехтовальщиков находят отражение эффекты от воздействий избранных упражнений на психическую и двигательную сферы, а в совокупности на достигнутый технико-тактический уровень и эффективность специальных методик.
Заключение
Физическое воспитание вместе с умственным развитием, образованием, нравственным и эстетическим воспитанием содействует формированию человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Физическая культура и спорт направлены на укрепление здоровья и закаливание организма человека, совершенствование его физических, моральных и волевых качеств и овладение двигательными навыками.
Фехтование — один из многочисленных видов спорта, распространенных во всем мире, — по праву пользуется любовью молодежи. Занятия фехтованием содействуют укреплению здоровья, развитию ценных физических качеств — быстроты действий, силы, ловкости, точности движений и гибкости; воспитывают моральные и волевые качества — быстроту мышления, сообразительность, настойчивость, инициативность, самообладание и др. Регулярные занятия и соревнования по фехтованию развивают быстроту ориентировки в постоянно меняющихся ситуациях боя, остроту зрительных восприятий и быстроту двигательных реакций, тонкость мышечного чувства, выносливость к длительным волевым и физическим напряжениям. Это позволяет считать фехтование одним из эффективных средств физического воспитания, формирующих жизненно необходимые качества, навыки и умения. Несомненно, велико и педагогическое значение фехтования. Овладение техническими навыками требует внимания, быстроты и силы мышц в контрастных переходах от статики к динамике действий и высокой дисциплины поведения при обращении с оружием. Тактические действия требуют от спортсмена боевой собранности, наблюдательности, быстрой оценки действий, находчивости, объективной оценки успеха или неудачи и самообладания при больших эмоциональных напряжениях.
Повышение уровня конкуренции между спортсменами и командами различных стран в борьбе за победы на международной арене и, прежде всего, на мировых чемпионатах и олимпийских играх, а также имевшие место многочисленные изменения правил ведения боев, технологий судейства и систем проведения соревнований, оказали существенное воздействие на основные характеристики специализированной деятельности фехтовальщиков. Изменились иерархии между значимыми показателями технико-тактической и функциональной тренированности, а также и количественные соотношения между важными компонентами техники и тактики, оценками уровня их проявлений.
Поэтому прошедшие годы характерны интенсивностью научного поиска и анализа объективных данных о различиях в тренировках спортсменов, специализирующихся в видах фехтования, с учетом квалификации и соревновательного опыта, нашедших обобщение в цикле методических книг, научных монографий и учебников для вузов физической культуры.