Цели, задачи и решения валеологии

Общие цели и задачи валеологии

Если рассмотреть распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях (см. Приложение 2), нетрудно увидеть, что из всех приведенных заболеваний и нарушений (а на их долю приходится более 90% смертельных исходов в стране), лишь в двух случаях (диабет, пневмония) решающим фактором риска является не образ жизни. Этот пример с несомненностью показывает значение валеологического образования, существенной частью которого должно быть формирование у человека приоритета здоровья и мотивации на здоровый образ жизни.

Таким образом, основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внешней и внутренней среды. [4]

В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.

Основными задачами валеологии являются:

1. исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;

2. формирование установки на здоровый образ жизни;

3. сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни. [4]

Педагогическая валеология. Цели и задачи педагогической валеологии

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития.

Задачи педагогической валеологии:

1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п.

4. Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.

5. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.

6. Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях:

- создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;

- валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.

Решения валеологии

В качестве решений, предлагаемых валеологией, рассмотрим основные компоненты ЗОЖ, рассматриваемые Вайнером:

Двигательная активность, эмоции и эмоциональный стресс, тренировка психических возможностей, сон, рациональное питание, валеологические основы предупреждения простудных и простудно-инфекционных заболеваний, планирование и организация рациональной жизнедеятельности.

Кратко охарактеризуем каждый из этих пунктов.

1. Двигательная активность

В современном обществе, где тяжелый физический труд в течение короткого, с точки зрения развития человечества, периода времени оказался вытесненным машинами и автоматами, человека подстерегает опасность, о которой уже упоминалось, – гипокинезия. Именно ей приписывается в значительной степени преимущественная роль в широком распространении так называемых болезней цивилизации. В этих условиях особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет физическая культура. Зависимость между режимом двигательной активности и заболеваемостью в течение года выражается довольно высоким отрицательным коэффициентом R = -0,77: то есть если у не занимающихся физической культурой заболеваемость превышает 10 дней в году на человека, то с увеличением времени занятий физкультурой на 1 час в неделю заболеваемость снижается на 0,44 дня, и при минимальной недельной двигательной активности в 7–8 часов она снижается до 6,02 дня. Доля двигательной активности среди всех факторов здоровья достигает 40%.

2. Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоции – субъективно переживаемое отношение человека, к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т.д.

Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональный стресс (напряжение).

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотношения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов. Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь – понижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела, этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуждения в мозгу, который затормозит стрессовый.

3. Тренировка психических возможностей

Самым физиологичным и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность. Релаксирующая роль движения оказывается выше при использовании феномена переключения внимания.

Также необходим пассивный отдых (сон, пассивное расслабление).

Кроме движения (активного отдыха) и сна (пассивного) широко используются различные методы собственно психорегуляции.

Прежде всего следует упомянуть аутотренинг, который дает хороший восстановительный и оздоровительный эффект через релаксацию. На практике AT сводится к освоению приемов расслабления мышц, выработке навыков в развитии ощущений тепла или холода в разных частях тела, концентрации внимания и создания волевой установки на общее состояние организма или одной из его систем (в основе лежит формирование физиологической доминанты).

Широко известен благоприятный эффект использования ручного массажа в регуляции нервно-психического состояния. Это обусловлено прежде всего тем, что кожа человека, лишенная шерстяного покрова, представляет собой широчайшее рецепторное поле, импульсация которого имеет серьезное значение в регуляции состояния возбудимости сенсорных участков головного мозга.

Так, при повышенном психоэмоциональном напряжении хороший эффект дает длительное, монотонное использование таких приемов, как поглаживание и глубокое, ритмичное, спокойное разминание. При подавленном состоянии человека, низком психическом тонусе активизации возбудительных процессов и снятию тормозных способствует применение в кратковременном резком режиме таких приемов, как растирание, удары, поверхностное интенсивное разминание и т.д.

Такие разновидности ручного массажа, как гигиенический и косметический, особенно утром, не только обеспечивают эффективное снятие так называемого «сонного торможения» и быстрое включение в рабочий режим, но и создают благоприятный эмоциональный тонус на предстоящий день.

Точечный и бесконтактный массажи известны с древнейших времен. Медицина Индии и Китая, Тибета и Монголии накопила уникальный, богатейший опыт воздействия на биологически активные точки при различных функциональных нарушениях в организме и изменениях состояния психики.

Бесконтактный массаж демонстрирует интересную возможность взаимодействия за пределами традиционных представлений. Как показывает опыт, эффект влияния одного человека на другого значительно шире, чем принято считать, и все последствия его трудно учесть. Например, влияние человеческой речи складывается не только из ее смыслового значения, но и из звуковых вибраций, колебаний, которые действуют как чисто физический фактор. Оказалось, что звуки определенной частоты могут оказывать мощное целебное воздействие на органы и системы органов, причем интенсивность их для этого может быть и невысокой. Так, звуки частотой 2,5–3 тыс. герц благотворно влияют на состояние почек и других органов, а низкочастотные успокаивают нервную систему. По-видимому, на этом механизме основано воздействие индивидуально подобранных различных «мантр» некоторых направлений йоги, молитв и заговоров древнерусской славянской религии и традиций. Это явление используют опытные психотерапевты и интуитивно неспециалисты, желающие успокоить какого-то человека, взрослого или ребенка. Педагогическая и общественная практика (например, политическая) показывает, что высокий и особенно так называемый визгливый голос, наоборот, возбуждает психику человека. Стимулировать может и голос энергичный, но и он сопровождается увеличением доли высокочастотных звуков.

Таким образом, обычная человеческая речь может оказывать мощное влияние на психику человека, что с успехом используют современные психотерапевты. [2, c. 108-110]

4. Сон

Валеологические предпосылки сна предполагают выполнение целого ряда условий, обеспечивающих его полноценность у человека, объективное восстановление сил и нормальное состояние психики.

Благотворно сказывается на организации и структуре сна привычка ложиться и вставать в одни и те же часы. Привычка делать что-то примерно в одно и то же время формирует так называемые динамические стереотипы (нервные ансамбли), которые автоматически включаются в заданное время.

Если это касается сна, то включается центр сна, и засыпание происходит быстро и без затруднений.

Хорошо отдыхать в теплой, сухой, тихой, затемненной комнате. Полезен не слишком мягкий, упругий матрац. Перед сном неплохо проделать простые успокаивающие процедуры, например, принять теплый душ, прочитать доставляющую удовольствие книгу.

Нарушения в сфере сна не только влияют на работоспособность, но и дезорганизуют нормальную работу мозга, подрывают психическое и физическое здоровье человека и, наоборот, – нормальный сон является неотъемлемым условием хорошего здоровья и совершенной жизнедеятельности человека. [2, c.111]

5. Рациональное питание

В основе построения рационального режима питания должны лежать генотипические особенности человека, возраст, пол, характер его жизнедеятельности, привычки и профессия, семейное положение и двигательная активность. С учетом этих факторов следует предусмотреть при организации своего питания по крайней мере следующие обстоятельства:

– время и частота приема пищи должны увязываться с учетом режима работы (учебы);

– при малой двигательной активности каждому приему пищи должны предшествовать хотя бы 10–15-минутные физические упражнения (гимнастические упражнения, ходьба, танцы и пр.);

– при высокой двигательной активности в рационе должна быть предусмотрена соответствующая углеводистая и белковая компенсация;

– пищевой рацион для растущего организма должен включать положительный баланс прихода против расхода, что обеспечивает преобладающий анаболизм;

– основным показателем сбалансированного питания должен быть высокий уровень здоровья, а у взрослого человека – еще и неизменная оптимальная масса тела;

– желательно преобладание в каждом приеме однородной по составу основных питательных веществ пищи, особенно необходимо разделение во времени преимущественно углеводистой (растительной) и белковой (животной) пищи;

– пищу следует «заслужить», то есть питание должно не создавать запасы необходимых веществ для последующей жизнедеятельности, а быть результатом этой жизнедеятельности;

– напряженной работе должна предшествовать легкая пища, следовать за такой работой – плотная еда.

Исходя из отмеченных предпосылок, следует сделать вывод о том, что питание обязательно необходимо планировать!

6. Валеологические основы предупреждения простудных и простудно-инфекционных заболеваний

Ряд мер, которые бы позволили если и не полностью исключить простудные и простудно-инфекционные заболевания, то, по крайней мере, сделать их влияние менее значительным и сглаженным: рациональная организация работы и отдыха, оптимальная двигательная активность, рациональное питание, психофизическая регуляция, отказ от вредных привычек и т.д. – все это обеспечивает здоровый образ жизни человека и высокий уровень здоровья.

Несомненное положительное влияние на иммунитет оказывает целенаправленное употребление некоторых природных стимуляторов:

– чеснок является не только одним из самых эффективных стимуляторов иммунитета, но и содержит более 200 фитокомплексов, которые пока еще не синтезированы искусственно;

– витамин С стимулирует иммунитет, повышая синтез интерферона; прием лучше в виде богатых им натуральных продуктов не менее 250 мг в сутки;

– сладкий перец через активизацию иммунитета помогает предупредить простуду, бронхит, ОРВИ;

– капуста белокочанная обладает антивирусными свойствами, обусловленными многочисленными фитохимическими веществами и антиоксидантами;

– морковь повышает иммунитет содержащимся в ней противоинфекционным антиоксидантом;

– лук красный оказывает мощные противовоспалительное и антивирусное действия, обладает седативным эффектом;

– слива оказывает антивирусное влияние;

– малина содержит много натуральных веществ, напоминающих аспирин, и обладает антивирусным действием. [2, c. 118-122]

7. Планирование и организация рациональной жизнедеятельности.

Планирование режима жизнедеятельности работника умственного труда должно решать следующие задачи (разумеется, с учетом регламента профессиональной деятельности – графика работы, учебного расписания и др.):

– рациональное распределение времени для выполнения в полном объеме своих социально-бытовых функций и удовлетворения личностно-общественных потребностей;

– обеспечение и поддержание высокого уровня умственной работоспособности с учетом индивидуального характера ее изменений в течение дня;

– обеспечение чередования видов деятельности, способствующего предупреждению преждевременного утомления и эффективному восстановлению работоспособности;

– создание условий для целенаправленных занятий своим здоровьем.

Распределение жизнедеятельности в соответствии с указанными задачами приводит к формированию суточной и недельной регулярности и периодичности чередования отдельных элементов режима.

Благодаря этому в ЦНС складывается определенная система условных рефлексов – динамический стереотип, делающий саму жизнедеятельность более экономичной и эффективной, так как в этой системе уже предыдущий элемент готовит следующий и приурочивает его к строго определенному времени.

Основным требованием к самому режиму должно быть закономерное чередование периодов работы и отдыха, обеспечивающее поддержание высокого уровня здоровья и профессиональной работоспособности.

Заключение

В настоящем реферате было рассмотрено такое межнаучное направление познаний о здоровье человека, как валеология.

Анализ, проведенный в данной работе, позволил сделать следующие выводы:

1. Валеология имеет важное значение в системе наук о здоровье, так как принципиально отличается от них: её методы позволяют сохранить здоровье, а не бороться с последствиями его утраты;

2. Обобщить все цели валеологии можно следующим образом: формирование главного фактора, влияющего на организм человека - правильного образа жизни;

3. Основными решениями валеологии являются основные компоненты здорового образа жизни. На первое место учёные единогласно ставят движение и борьбу с гипокинезией. Далее дают множество рекомендаций, связанных с планированием жизнедеятельности, сном, питанием, а также борьбой со стрессом.

Учитывая сказанное выше, можно заключить, предмет изучения валеологии занимает важное место в нашей жизни, и пользуясь методами данной науки, мы можем существенно улучшить состояние своего организма и прийти к тому, что учёные называют здоровьем: к состоянию полного физического, духовного и социального благополучия, а не только к отсутствию болезней и физических дефектов.

Литература

1. Богданова Т. Л. Биология: справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 816 с.

2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.

3. Давиденко Д. Н. Валеология – Научно-педагогическая основа культуры здоровья: журнал: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта Выпуск № 21 / 2006.

4. Тихомирова И. А. Физиологические основы здоровья:

Краткий курс лекций по валеологии, ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского", 2007.

5. О. В. Тулякова Биолгия: учебник Москва 2013 М: Директ-Медиа – 449 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1: Отличительные черты валеологии

Признаки науки Медицина Гигиена Валеология
Объект изучения Человек, подверженный заболеваниям Среда обитания и условия жизнедеятельности человека Практически здоровый человек
Предмет исследования Болезни человека, их причины и механизмы развития; диагностика, лечение и профилактика заболеваний Здоровые условия жизнедеятельности человека и оптимальные характеристики среды его обитания Здоровье человека и его резервы; их оценка, развитие и укрепление функциональных возможностей человека
Основные направления науки Избавление человека от заболеваний, их диагностика, лечение и предупреждение Исследование и поддержание здоровых условий жизнедеятельности человека и среды его обитания Формирование, укрепление и сохранение здоровья человека
Методы исследования Методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний человека Методы исследования, создания и поддержания оптимальных для здоровья характеристик среды и условий жизнедеятельности Методы количественной и качественной оценки резервов здоровья, профилактики их снижения и коррекции их отклонений от нормы
Пути достижения цели и результатов Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Снижение заболеваемости, травматизма и инвалидизации населения Укрепление здоровья через формирование ЗОЖ населения

Приложение 2

Таблица 2: Распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях

Заболевание Неблагоприятные факторы, в %
Генетические факторы Внешняя среда Медицинское обеспечение Образ жизни
ИБС (Ишемическая болезнь сердца)
Рак
Диабет
Пневмония
Цирроз печени
Суицид
Транспортный травматизм

Наши рекомендации