Непрерывное математическое образование и его составляющие.
Цели общего математического образования. Психолого-педагогические основы их определения
Непрерывное математическое образование и его составляющие.
Современное математическое образование является непрерывным, т.е. образованием через всю жизнь. Это обусловлено широким распространением во всех сферах жизни математических методов. Система непрерывного математического образования в нашей стране представлена на схеме:
Каждому элементу этой системы соответствует своя методическая система, ведущим компонентом которой (определяющим содержания других компонент и эффективность методической системы в целом) являются цели обучения математики. Этапные цели математического образования находятся в преемственных связях.
1.2. Субъекты целеполагания в общем математическом образовании, особенности согласования их целей.
В различные исторические периоды ученые и руководители государства придерживались различных взглядов на ответе на первый вопрос. Это определялось характером политической системы.
Тоталитарность советского государства проявлялась в том, что определяющим считался соц-й заказ (желание общества) (см. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика // Сост. Р.С. Черкасов, А.А.Столяр. – М.: Просвещение, 1985 – 9-10).
Демократизация Российского государства в период перестройки привела к тому, что в ТиМОМ стали появляться концепции, высказывающие позицию о необходимости нахождения компромиссного решения между потребностями общества и самого учащегося (Дорофеев Г.В. Математика для каждого – М.: Аякс,1999 – С.19-20).
В педагогической науке различные позиции в ответе на этот вопрос проявились в разработке различных педагогических моделей обучения, различающихся по источникам целеполагания и их иерархии.
Источники целеполагания | Модели обучения |
Положить в инициативу ребенка | «Свободная модель» – поощряется импровизация детей относительно определения целей учения, выбора содержания и способов обучения (Р.Штейнер, Ф.Г.Кумбе, В.С. Библер, Р.Барт и др.) |
1. Инициатива ребенка 2. Желание учителя 3. Социальный заказ | «Личностная модель» – ведущая роль в определении цели принадлежит учителю и ученику как субъектам педагогического общения, а социальные установки проявляют себя через их сознание (В.В. Сериков и др.) |
Социальный заказ | «Формирующая модель» – формирования в процессе обучения личности с заранее заданными социально значимыми качествами (В.П.Беспалько, С.И. Шапиро и др.) |
Многие реально существующие противоречия практики преподавания и теории обучения связаны с этой проблемой.
Задание 1. Выберите из предложенных способов снятия противоречия между целью ученика и учителя в наилучший, с Вашей точки зрения, способ в следующей профессиональной ситуации:
«Учитель, считая необходимым сформировать у учащихся потребность в обращении к теории при решении алгебраических задач, ввел дополнительные требования к оформлению решения заданий самостоятельной работы - подробно прописывать каждый шаг в решении с его обоснованием и, стал снижать оценку за невыполнение этих требований даже в случае правильного решения. Эти действия учителя приводят к возникновению конфликтной ситуации с учеником, который правильно выполнил все задания самостоятельной работы, но получил оценку ниже ожидаемой».
Для выхода из конфликтной ситуации учитель должен:
А). Объяснить ученику значимость своих требований и оставить оценку без изменения.
Б). Предоставить ученику возможность доработать представленное решение в соответствии с новыми требованиями и пересмотреть оценку с учетом результатов этой доработки.
В). Снять на время свои требования, пересмотреть оценку и провести ряд учебных занятий, направленных на формирование потребности в обосновании другим способом.
Г). Свой вариант.
Существует официальная позиция, которая зафиксирована в ряде государственных нормативных документов об образовании:
1). «Законе РФ об образовании» - представлен социальный заказ и зафиксированы права учащегося в определении целей своего образования и обязанности образовательных учреждений в перед государством и учащиеся в реализации этих целей (см. статья 14).
2) «ГОС по математике» - описаны цели общего математического образования на разных ступенях обучения с учетом потребностей учащегося (см. Методическое письмо по преподаванию математики// авторы - составители: В.М. Ищенко, П.Ф. Севрюков, Т.И. Черноусенко таблица 1)