Возможности народной вокально-хоровой музыки
В воспитании учащихся образовательной школы.
Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора, входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.
Создатели народных песен воспевали добро, мужество, человеколюбие, справедливость. В их творчестве, полном жизни, энергии, простоты и искренности, отражается нравственное здоровье народа.
Слайд 13.
Русские народные песни делятся на 5 видов:
- трудовые;
- хороводно-игровые;
- плясовые;
- колыбельные;
- лирические, протяжные.
Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания, - писал известный русский педагог С.Миропольский. – При этом народная песня, наша песня служит неизменным средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться… Народной песни также нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца. Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа»[4,с.24 ].
Количество уроков музыки в школе ограничено, поэтому для реализации задач, связанных с воспитанием народной вокально-хоровой культуры, необходимо сочетание классной и внеклассной или внешкольной работы [41].
Вокальное воспитание детей у нас в стране осуществляется главным образом через хоровое пение в общеобразовательной школе(на уроках музыки), в хоровых студиях, вокальных ансамблях, в хоровом классе ДМШ, центрах эстетического воспитания и пр.
Слайд 14.
Наблюдая работу педагогов и изучив педагогический опыт, можно обобщить главные направления в работе по воспитанию народной вокально-хоровой культуры:
1. Подготовительный период – составление плана общей работы, подбор репертуара.
2. Психологическая подготовка.
3. Ознакомление с народной музыкой. Детский фольклор.
4. Воспитание навыков пения без сопровождения.
5. Музыкально-образовательная работа.
6. Общая вокально-хоровая подготовка.
7. Показательные выступления.
Обучение детей народному пению в школе такое же, что и в детском хоровом коллективе. Только необходимо учитывать, что в хоровой коллектив приходят дети наиболее музыкально-одаренные и с желанием учиться петь, а в классе есть и дети с нераскрытыми музыкальными способностями, не подготовленные к освоению песенного фольклора, никогда его не слышавшие. Поэтому в методике обучения детей народному пению надо учитывать специфику классного преподавания, психологического мышления учеников, их художественное и культурное восприятие. Большое значение имеет и точная ориентация на возраст детей.
Слайд 15.
Глава 2. Предпосылки и условия развития восприятия народной
Вокально-хоровой музыки в общеобразовательной школе.
Анализ учебно-методической литературы по проблеме
Иссдедования.
Современная педагогика открывает новые пути для использования фольклора.
Слайд 16.
В программе по музыке для образовательной школы, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского, народной музыке отводится важная роль в развитии музыкальной культуры детей, в становлении их музыкального вкуса.
Кабалевский стремился вызвать в детях и подростках понимание того, что музыка – не простое развлечение, а важная часть жизни каждого отдельного человека. Он считал, что все формы музыкальных занятий со школьниками должны быть направлены на духовное развитие
На уроках музыки по этой программе дети знакомятся с народными песнями, частушками, плясками, русскими народными инструментами. С народными песнями школьники встречаются с первого класса («Во поле береза стояла», «Уж как шла лиса», «Камаринская»). Тема программы «Музыка моего народа»(3 класс) предполагает интенсивное включение фольклорных произведений. Эта тема наиболее полно раскрывает особенности и характер народной музыки. С первых уроков школьники учатся самому главному – не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней. Кабалевский в этой теме сопоставляет композиторскую и народную музыку.
Обобщение темы первого полугодия 3 класса народная музыка – зеркало жизни народа, в котором отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную, решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства. Песенность, певучесть - характерные черты русской народной музыки и выросшей из нее композиторской музыки. Программа по музыке, автором которой Д.Б.Кабалевский, направлена на духовное развитие учащихся и обращение к народным истокам.
Программа В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр «Музыкальное искусство». По этой программе содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, рассматривающий вопросы смысла жизни. Целью уроков является воспитание у учащихся музыкальной культуры, как части все их духовной культуры.
Основу программы составляет русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни, пласт народной музыки, музыкального и поэтического фольклора, духовная и современная музыка. В этой программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, прослушивание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а как виды приобщения к музыке.
Фольклору большое значение уделяется в 3 классе. Основная идея года: отражение истории и души народа в музыке России.
Факультативная программа Л.Л.Куприяновой – «Русский фольклор».Куприянова в своей программе пишет, что фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам.
Цель программы Куприяновой – художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
Наиболее важные задачи программы:
- дать детям начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
- обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
- на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика;
- на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу этических чувств и мыслей каждого ребенка.
Г.М.Науменко в работе «Фольклорнаяазбуака» представляет концепцию методики работы с детьми по обучению их народному пению с учетом новых сведений по музыкальному интонированию и певческим возможностям детейи на базе их творческого потенциала песенного фольклора, который дети исполняют в своих играх и забавах.
Методика обучения детей народному пению Г.М.Науменко – помощь в решении проблем: как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни. В нескольких разделах подробно рассматриваются музыкальное мышление и возрастные особенности детей, их голос, музыкальные и творческие способности, опыт работы с детьми руководителей известных и интересных детских фольклорных коллективов России.
В своей работе Г.М.Науменко обобщил конкретные примеры работы с детским народным хором, при руковдстве которым необходимо учитывать:
1. Заинтересованность ребенка, для чего необходима разнообразная форма занятий.
2. Главное для руководителя – приобщить детей к народной песне, привить любовь к ней. А потому, нельзя отказывать ребенку в приеме в коллектив и если петь он не может, то возможно его использование в хороводе, в пляске.
3. При составлении репертуара возможно использовать песни любого жанра: хороводные, игровые, плясовые, календарные, свадебные, дразнилки. В постановке программ можно использовать пословицы, поговорки, игры, считалки, скороговорки, части обрядов и праздников.
4. Хоровой коллектив должен знать о песнях, которые поет: с чем связаны те или иные слова, какик исполнительские традиции воплощены в каждом конкретном случае.
5. Диалект обязателен. Дети осваивают его очень быстро. Обучение и передача песенного материала происходит без музыкального сопровождения из уст в уста – также как в народной певческой практике.
6. Нужному шагу в плясках, плавности движения в хороводах лучше всего обучать на знакомом материале.
7. Занятия – не менее двух раз в неделю, по 1 час.-1час.30мин.
8. Практика выступлений обязательна. Концерты- большой стимул в работе любого ансамбля и хора.
Слайд 17