Понятие педагогики и этапы ее развития
Коллектив Авторов
Шпаргалка по педагогике (для педагогов)
Аннотация
Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая шпора, написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по педагогике, а остальное – дело техники.
Ни пуха, ни пера!
Оглавление:
Понятие педагогики и этапы ее развития.
Объект, предмет, задачи и функции педагогики.
Структура педагогики и ее связь с другими науками.
Основные категории педагогики.
Понятие методологии в педагогической науке.
Методологическая культура педагога.
Методы педагогических исследований.
Понятие цели воспитания.
Закономерности воспитания.
Условия развития личности.
Взаимосвязь развития и воспитания.
Влияние среды на развитие личности.
Педагогический процесс как система.
Закономерности и этапы педагогического процесса.
Педагогические цели.
Педагогические технологии.
Сущность и направленность педагогических инноваций.
Инновационные учебные заведения.
Педагогические системы.
Оптимизация педагогической системы.
Функции педагога.
Требования к учителю.
Профессиональный потенциал педагога.
Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства.
Педагогическая квалиметрия и аттестация учителей.
Общее понятие о дидактике.
Основные категории дидактики.
Основные дидактические концепции.
Сущность процесса обучения.
Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.
Характеристика принципов обучения.
Закономерности обучения, их классификация.
Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса.
Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса.
Понятие содержания образования и принципы его формирования.
Теории организации содержания образования.
Государственный стандарт.
Учебные планы.
Характеристика учебных программ.
Учебники и учебные пособия.
Понятие и сущность метода и приема обучения.
Классификация методов обучения.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лер-нер, М. Н. Скаткин).
Словесные методы обучения.
Наглядные и практические методы обучения.
Выбор методов обучения.
Понятие о средствах обучения, их классификация.
Оборудование учебного кабинета.
Технические средства обучения.
Развивающее обучение.
Проблемное обучение.
Программированное и компьютерное обучение.
Модульное обучение.
Формы организации обучения и их развитие в дидактике.
Классно-урочная система обучения.
Требования, предъявляемые к современному уроку.
Типология и структура уроков.
Подготовка урока.
Вспомогательные формы обучения.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
Сущность контроля обучения как дидактического понятия.
Методы и формы контроля.
Тестирование достижений и развития.
Оценка знаний учащихся.
Неуспеваемость учащихся.
Понятия "воспитание", "самовоспитание", "перевоспитание".
Принципы воспитания.
Гуманистическая педагогика.
Методы воспитания и методы педагогического воздействия.
Средства воспитательного процесса.
Формы воспитания.
Направления воспитательной работы.
Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие.
Межличностные отношения в коллективе.
Структура и этапы формирования учебного коллектива.
Современные зарубежные педагогические концепции.
Цели воспитания в зарубежной педагогике.
Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.
Правовые основы семейного воспитания.
Семейное воспитание: принципы и содержание.
Типы неправильного воспитания.
Воспитательный потенциал семьи.
Нарушения поведения ребенка в семье
Формы зависимого поведения ребенка.
Показатели родительского поведения.
Основные направления деятельности классного руководителя в работе с учащими их родителями.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Система общего образования в России.
Вопросы теории управления школой.
Понятие педагогики и этапы ее развития
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
– опыт педагогов-новаторов.
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.
Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).
Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.
Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.
В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.
Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.
Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920-1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.
Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.
Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.