Половина мозга лучше, чем ничего, но целый мозг еще лучше
В той школе, где мы с вами учились и где доминировали вербальные и логико-арифметические методы преподавания, какая-либо база для развития правого полушария отсутствовала. Ведь правое полушарие не слишком повинуется словам. Его нельзя образумить. Вы не можете заставить его рассуждать логически, дескать “это хорошо, а это плохо по той-то и той-то причине”. Образно выражаясь, оно леворукое в самом дурном смысле этого слова, исстари наличествующем в языке. Правое полушарие плохо справляется с последовательными операциями — сначала выполнить первое действие, потом второе, затем следующее. Оно может начать с любого места или охватить все сразу. Кроме того, правое полушарие, в отличие от хорошего, разумного левого полушария, не очень хорошо чувствует время и, по-видимому, не понимает, что означает термин “пустая трата времени”. Правое полушарие слабо справляется с систематизацией и именованием вещей. Оно, видимо, рассматривает вещь такой, какая она есть в данный момент, видит вещи во всей их полноте и цельности, какими бы сложными и многогранными они ни были. Оно плохо справляется с анализом и абстрактным исследованием существенных характеристик, лежащих в основе вещей.
Даже сегодня, хотя педагоги все более и более осознают важность интуитивного и творческого мышления, школьные системы в целом по-прежнему ориентируются на левомозговой режим. Обучение осуществляется строго последовательно: учащиеся переходят из класса в класс (первый, второй, третий и т. д.), продвигаясь по прямой линии. Главные учебные предметы — чтение, письмо, арифметика — являются вербальными и числовыми. Занятия идут по расписанию. Места располагаются рядами. Ученики сходятся в ответах. Учителя выставляют отметки. И каждый чувствует, что чего-то не хватает.
“Приблизившись к сорока годам, я увидел странный сон, в котором я почти ухватил смысл и понял природу того, что именно растрачивается в растрачиваемом попусту времени”.
Сирил Коннолли “Неспокойная могила: Словесный цикл Палинуриса”
“Чтобы обеспечить биологическое выживание, Общий Разум процеживается через узкую воронку мозга и нервной системы. То, что выходит из другого конца, — всего лишь жалкая струйка того рода сознания, которое поможет нам выжить на поверхности этой конкретной планеты. Чтобы сформулировать и выразить содержание этого суженного сознания, человек изобрел и бесконечно совершенствует те системы символов и подспудные философии, которые мы именуем языками”.
Олдос Хаксли “Двери восприятия”
Некоторые известные люди, которых обычно считают левшами:
Чарли Чаплин, Джуди Гарланд, Тед Уильямс, Роберт Макнамара, Джордж Бернс, Льюис Кэрролл, Английский король Георг VI, У. К. Филдз, Альберт Эйнштейн, Малыш Билли, Королева Виктория, Гарри Трумэн, Кейзи Стенгал, Карл Великий, Пол Маккартни, Фараон Рамсес II, Коул Портер, Джсралд Форд, Кери Грант, Ринго Старр, Принц Чарльз, Бснджамин Франклин, Юлий Цезарь, Мерилин Монро, Джордж Буш
Правая половина мозга — мечтатель, мастеровой, художник — выпала из нашей школьной системы образования и не получает должного развития. Мы можем обнаружить в школьном расписании несколько уроков изобразительного искусства, несколько уроков труда, нечто, называемое “творческим письмом”, и, быть может, уроки музыки; но трудно представить, чтобы мы отыскали там уроки воображения, визуализации, иа6людателыюсти или пространственного мышления, творчества как отдельного предмета, интуиции, изобретательности. И все же педагоги ценят эти навыки, очевидно, надеясь, что ученики естественным образом разовьют в себе воображение, восприятие и интуицию в результате обучения вербальным, аналитическим навыкам.
К счастью, такое развитие зачастую действительно имеет место, почти что вопреки школьной системе — благодаря способности правой половины мозга к выживанию. Но акцент в нашей культуре столь сильно смещен в сторону полезных способностей левого полушария, что мы, безусловно, в весьма значительной мере душим потенциальные способности другой половины мозга наших детей. Исследовательница Джерри Леви утверждает — и лишь отчасти в шутку, — что подготовка специалистов в американской системе высшего образования способна полностью разрушить правое полушарие. Мы, конечно, осознаем последствия недостаточного развития вербальных, вычислительных навыков. Вербальное левое полушарие при этом, по-видимому, так никогда полностью и не восстанавливается, и последствия этого могут преследовать учащихся на протяжении всей их жизни. Что же тогда происходит с правым полушарием, которое, по сути, вообще не получает какой-либо подготовки?!
Возможно теперь, когда неврологи разработали концептуальные основы обучения правого полушария, мы можем начать строить школьную систему, которая будет развивать весь мозг. Такая система будет, конечно, включать и обучение навыкам рисования — это эффективный и быстродействующий метод получения доступа к функциям правой половины мозга.