Этапы и уровни развития детского коллектива. Процесс формирования коллектива длительный и проходит ряд этапов.
Процесс формирования коллектива длительный и проходит ряд этапов.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. 3десь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то нет и коллектива.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой,» — писал А.С. Макаренко. Положение «когда требует коллектива» говорит о сложившейся в нем системе самоуправления .В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция считать, что коллектив — это группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплоченностью, интегративной( интегративность – мера единства,слитности,общности членов группы друг с другом, а отсуствие интег-сти – это разобщённость)деятельностью коллективистской направленностью .Самое существенное качество группы уровень ее социально~психологической зрело— сти. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм в – группу – коллектив.Низким уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат,т. е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время.
Если же начальное объединение произошло дети приняли статус первичного коллектива цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку она становится группой-ассоциацей Группа- кооперацияотличается реальной и успешно действующей организационной структурой высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны, зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень автономизацию.
Группа автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам.
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива, к корпорации. Это возможно в том случае, если группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя. В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в групповую -корпорацию — лжеколлектив.
Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистская направленность и она ставовится группой - коллективом .
Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними — это движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования. Детский коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во
Коллективизм — это чувство солидарности с группой осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества
Таким образом, учебно~воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Основные условия развития детского коллектива
Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления
Общественное мнение в коллективе — это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов.
Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников .
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н.К. Крупской. Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива или его представителей (в больших школах), которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам полномочий.
Развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции — это такая форма коллективной жизни, к-ая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой.