Главы чувашской республики 4 страница
2 июля 2015 года на Координационном совете в Чувашии, который провёл Глава Республики Михаил Игнатьев, обсудили результаты первого этапа Национальной стратегии действий в интересах детей. Защита материнства и детства признана приоритетной задачей национальной политики. Ныне жизненно стоит вопрос поддержки молодых студенческих семей. Правительством вместе с советом ректоров разрабатывается целая программа с целью снижения возраста первых родов. «К сожалению, мы видим, что женщины и мужчины откладывают рождение первых детей и средний возраст рождения первого ребёнка у нас в республике составляет 27 лет, – отметила министр здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Алла Самойлова, – Это уже возрастное поколение, у которого, конечно же, не останется время на рождение третьего и последующих детей». Поэтому нельзя недооценивать те инструменты стимулирования рождаемости, которые использует государство, такие как:
ü пособие за третьего и последующих детей,
ü бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям,
ü субсидирование процентной ставки по предоставлению ипотечных кредитов,
ü материнский (семейный) капитал, который с 2015 года можно потратить не только на образование, жильё или пенсию матери, но и обналичивать 20 тысяч рублей не по строго установленным правилам, а на усмотрение семьи.
Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев так же призвал усилить профилактическую работу с населением и родителями через СМИ и ещё теснее взаимодействовать с общественными институтами.
А 28 и 29 января 2016 года в Верховном суде Чувашской Республики в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы прошла региональная научно-практическая конференция «Восстановительное правосудие в Чувашии: реальность и перспективы развития». В конференции приняли участие представители аппарата Уполномоченного по правам ребёнка, судейского сообщества республики, органы прокуратуры, внутренних дел, предварительного расследования и дознания, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Чебоксары, образовательные учреждения г. Чебоксары. Так же председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района г. Чебоксары Елена Романова, и ведущий специалист-эксперт сектора по делам несовершеннолетних и защите их прав Ирина Матурова. В рамках конференции прошёл обмен опытом, содействующий корректировке действий всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и судов республики в целях понижения количества правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними, улучшения механизмов внедрения восстановительных технологий в сферу уголовного судопроизводства.
«Благодаря комплексной, целенаправленной и эффективной работе по реализации государственной политики в интересах детей, в прошлом году наша республика вошла в ТОП-10 рейтинга российских регионов, благополучных для жизни детей, а также в число лидеров по семейному устройству в Российской Федерации», – подчеркнул Глава Чувашии М. Игнатьев, председательствуя 30 марта 2016 года на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. Так же Игнатьев сделал акцент на то, что одним из основных приоритетов республики, равно как и всего государства, является обеспечение качественного и доступного образования независимо от доходов родителей и места их проживания. Расходы на образование за последние несколько лет остаются самыми крупными и составляют 1/3 консолидированного бюджета Чувашской Республики. В ходе грандиозного проекта по модернизации дошкольного образования за пять лет реконструировано и построено 45 детсадов, создано около 22 200 новых мест для детей.
В рамках Программы первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в Чувашии ведётся комплексная работа по снижению детской смертности. О работе по профилактике детской смертности от управляемых причин доложили министр здравоохранения Чувашской Республики Алла Самойлова, глава администрации Батыревского района Рудольф Селиванов, глава администрации Канашского района Владимир Степанов. Было отмечено, что в 41% случаев причиной смерти детей являются внешние факторы (случайные удушья, отравления, утопления, травмы, убийства). По итогам 2015 года наблюдается положительная динамика снижения младенческой смертности в Чувашской Республике. Она составила 3,3% на 1000 родившихся живыми (Россия – 6,5%, Приволжский ФО – 6,1%), что на 37,7% ниже показателя 2012 года. Участники заседания внесли предложения по совершенствованию мер по профилактике детской смертности:
1. вовлечение молодежи в общественную жизнь,
2. занятия спортом, творчеством,
3. трудоустройство несовершеннолетних,
4. проведение разъяснительных бесед по правилам безопасности дорожного движения,
5. работа с семьями, находящимися в социально опасном положении,
6. рейды по многодетным малообеспеченным семьям, и другие.
В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей работа по увеличению охвата детей дополнительным образованием, занятиями физической культурой и спортом, профилактике социального сиротства и раннему выявлению семейного неблагополучия, поддержке талантливых и одаренных детей будет продолжена. [14]
2.2 Инновационные модели профилактики асоциальных явлений среди подростков и юношества
Ознакомившись с общей картиной действий органов государственной власти по реализации Национальной стратегии в интересах детей в Чувашской Республике, хочется заострить внимание на конкретных моделях профилактики асоциального поведения подростков.
21 ноября 2013 года Министерством культуры Чувашии в рамках реализации Национальной стратегии в интересах детей была организована Межведомственная научно-практическая конференция «Инновационная модель профилактики асоциальных явлений среди подростков и юношества». В неё были включены доклады с презентациями новых технологий, целей, стратегий для анализа актуальных проблем и поиска решений профилактики асоциальных явлений среди подрастающего поколения.
И одна из значимых ролей по профилактике асоциальных явлений среди подростков и юношества легла «на плечи» библиотек. Причины тому вполне обоснованы: библиотеки являются самым доступным культурно-информационным и просветительским центром для детей и молодежи, местом их активного интеллектуального досуга.
Итак, рассмотрим пример инновационных форм работы по профилактике асоциального поведения среди детей и подростков на базе Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки (г. Чебоксары).
Работа Консультативно-методического центра (далее – КМЦ) по профилактике асоциальных явлений среди детей и подростков ведётся при Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке (далее – ЧРДЮБ). Данный Центр создан при поддержке государственного комитета Чувашской Республики по делам молодежи и функционирует в тесном контакте с республиканским наркологическим диспансером.
Первоначально работа Центра была направлена на профилактику алкоголизма и наркомании и строилась по таким направлениям как:
1. формирование фонда библиотеки по проблемам профилактики наркомании и алкоголизма среди подростков;
2. формирование электронной информационной базы данных;
3. работа кинолектория;
4. проведение массовых мероприятий для подростков;
5. индивидуальная консультативная помощь.
В целях анонимных консультаций психолога и врача нарколога выделен и оборудован специальный кабинет с компьютером для проведения индивидуальных тестирований. Благодаря созданию КМЦ дети, подростки и их родители имеют возможность получать квалифицированную психологическую помощь анонимно. Примеры из практики по совместной работе с детско-подростковым отделением наркологического диспансера:
– в КМЦ обратилась группа старшеклассников с желанием бросить курить, но со страхом обращения в наркодиспансер. Ребята получили грамотную консультацию врача-нарколога, и уже дальнейшее наблюдение продолжили в диспансере.
– в библиотеку на консультацию к врачу-наркологу пришла молодая студенческая семья, в которой остро стояла проблема алкоголизации мужа. Мужчина осознавал этот факт и желал вылечиться, но для обращения в наркологический диспансер не мог преодолеть барьер доверия к данному учреждению. Итогом семейного консультирования стала мотивация мужчины на дальнейшее лечение и реабилитацию, которые он получил в наркологическом диспансере.
Так же цели работы ЧРДЮБ направлены на:
ü ориентирование подростков на развитие самостоятельного мышления,
ü самовоспитание,
ü выработку системы нравственных ценностей и идеалов,
ü навыков культуры здорового образа жизни.
На базе библиотеки разработан выпуск серии методико-библиографических материалов: «Познай себя, и ты познаешь мир», «Портрет подростка в современной литературе», «Моё здоровье – основа моей жизни». Проведены (и проводятся повторно в целях мониторинга эффективности подачи материалов) ряд социологических исследований таких как: «Подросток и наркотики», «Как живёшь, подросток?» и т.п.
Внедрены новые формы работ:
· тренинги по профилактике потребления психоактивных веществ;
· ролевые игры;
· диспуты;
· ток-шоу;
· спор-часы;
· совместное обсуждение литературных произведений, отражающих современные проблемы подростков.
Кроме того, в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг. был проведён поиск нетрадиционных методов работы с подростками и анализ результатов социологических исследований, что привело к идее создания Клуба общения для трудных подростков «Свободный разговор». На заседаниях Клуба проводятся:
ü тренинги разной направленности;
ü психологическая диагностика;
ü ситуативные игры;
ü дискуссии.
Члены клуба обсуждают свои проблемы с врачами различных специальностей, представителями правоохранительных органов. Такой подход к профилактической работе с подростками позволяет делать акцент на формировании личности подростка, на осознании им жизненных ценностей и развитии поведенческих навыков, позволяет подросткам выбрать осознанную жизненную позицию.
Благодаря занятиям в клубе, подростки смогли:
ü повысить личностную самооценку,
ü приобрести навыки,
ü объективно оценивать жизненные ситуации,
ü преодолевать критические моменты,
ü получить конкретные знания,
ü осознать и решить свои личные проблемы.
Услугами КМЦ ежегодно пользуются более полутора тысяч подростков и молодых людей. За организацию информационно-методического центра ЧРДЮБ получила Благодарность Первой национальной премии «Здоровое поколение 21 века». Деятельность Центра неоднократно рассматривалась на заседаниях Республиканской комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Опыт работы КМЦ получил положительную оценку и рекомендован для внедрения в практику работы учреждений культуры и образования.
Деятельность Центра является объектом внимания специалистов не только Чувашской Республики, но и Российской Федерации. Опыт работы Центра распространяется на страницах российской печати: в газете «Пока не поздно» и в журнале «Новая библиотека».
Конечно, в профилактике асоциального поведения детей и подростков большую роль играет семья. А библиотека предоставляет информацию, касающаяся государственной и нормативной поддержки семьям, которую они могут получить в стенах библиотеки.
Особо значимую роль в профилактике асоциальных явлений среди молодёжи играет тесное взаимодействие с другими социально значимыми структурами. КМЦ при ЧРДЮБ выведена чёткая схема взаимодействия с федеральными и местными органами гос. власти (рис. 4).
Рис. 4 Схема взаимодействия КМЦ с органами государственной власти
и социальными структурами
ЧРДЮБ совместно с Уголовно-исполнительной инспекцией Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашии и специалистами республиканского наркологического диспансера и предложила коллегам программу активных форм повышения квалификации.
Директор ЧРДЮБ Тамара Романовна Григорьева подчеркнула в своём докладе важность профилактической работы библиотек по предупреждению негативных явлений в детско-подростковой среде, необходимость эффективного использования библиотечных ресурсов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения Чувашии. Во многом библиотекам в этом направлении будет способствовать Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2015 года) № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в котором регулируются отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции[11].
«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы предусматривает меры по сохранению и развитию специализированных детских библиотек. Детская библиотека – среда развития читательской и творческой активности», – отметила так же директор ЧРДЮБ Т.Р. Григорьева.
Заведующей отделом инновационно-методической и исследовательской работы ЧРДЮБ Наталией Громовой продолжена тема нравственного воспитания детей и подростков, которая основывается в восстановлении статуса и утраченных навыков социально дезадаптированного подростка, переориентации его антиобщественной направленности за счёт включения в новые социально-значимые отношения и виды деятельности.
Всё чаще суды принимают решения о необходимости прохождения несовершеннолетними преступниками курсов психолого-педагогической коррекции. И направляются они – подростки – в ЧРДЮБ.
Механизм реализации сотрудничества ЧРДЮБ и уголовно-исполнительной инспекции заключается в следующем протоколе действий:
1. в инспекцию перед постановкой подростка на учёт приглашают психолога: объясняют, кто это и какую помощь он может оказать;
2. проводят психодиагностическое обследование подростка для изучения личностных и поведенческих характеристик;
3. разрабатывают план реабилитации, в котором учитываются проблемные «зоны» подростка и решение суда о прохождении курса коррекции;
4. на весь период условного осуждения подростка направляют на реабилитацию к психологу в ЧРДЮБ;
5. психолог ЧРДЮБ проводит индивидуальное консультирование (анализ проблем, пути их решения с учётом и использованием внутриличностного потенциала подростка, гармонизация эмоциональной сферы);
6. проводится тестирование на профессиональное самоопределение и выбор учебного заведения;
7. проводится реабилитация внутреннего «Я» подростка в рамках клуба неформального общения «Свободный разговор» (развитие самоанализа, самооценки, оценки поступков, идентификация подростка с положительными образами).
Приведённый (поэтапно) механизм реабилитации «трудного» подростка создаёт условия для переориентации его противоправного поведения в законопослушное, формируя активную жизненную позицию. Важным является и тот факт, что условно осужденные подростки приглашают в библиотеку друзей из своей социальной среды.
Если в 2012 году в коррекционных группах постоянно занимались двадцать три подростка (29% от общего числа поставленных на учёт), то 2013-м их число составило пятнадцать человек, что позволяет говорить об эффективности механизма взаимодействия библиотеки с уголовно-исполнительной системой.
С 2012-го по 2013-й годы по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав услугами КМЦ (социальной реабилитацией) в общем статистическом разрезе воспользовались 1863 подростка, среди них 7 условно осужденных.
Результативность взаимодействия библиотеки с органами гос. власти подтверждается и следующими фактами:
ü сокращение числа преступлений и правонарушений несовершеннолетними, состоящими на учёте в инспекции (после прохождения реабилитации в библиотеке несовершеннолетние новых преступлений не совершали),
ü создание справедливой и эффективной системы стимулов несовершеннолетних к законопослушному поведению (например: активное участие в мероприятиях инспекции и ЧРДЮБ отменяет условное осуждение с юридическим снятием судимости),
ü повышения качества услуг по психологической поддержке и социальной реабилитации подростков (использование библиотерапии[12] как инновационной формы соц. помощи и поддержки подростков),
ü положительная динамика психологических показателей в личностных и поведенческих характеристиках несовершеннолетних (например: у семи подростков с повышенной внушаемостью и слабыми волевыми качествами за полгода коррекционной работы психодиагностический срез показал, что трое имеют положительную направленность саморегуляции поведения и они будут сняты с учёта психолога).
Таким образом, психолого-социально-культурная реабилитация несовершеннолетних, проводимая на базе Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки, способствует включению подростка в многообразные социально ценные личностно значимые виды деятельности, формирует опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений и является полноценным инструментом государственной политики, направленным на реализацию национальной стратегии в интересах детей. [29]
Глава 3. Повышение эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
3.1 Проблемы реализации Национальной стратегии в интересах детей
При реализации любой намеченной программы, равно как и стратегии, всегда возникают концептуальные трактовки тех или иных моментов, предложенного плана действий, которые приводят к ошибочному пониманию (или вовсе непониманию, игнорированию, пренебрежению) изначально заложенного смысла либо посыла. Что в свою очередь приводит к возникновению проблем по реализации программы/стратегии/плана. И Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 года не избежала подобной участи.
Принятие «Стратегии действий в интересах детей в РФ» одобрил Комитет по правам ребёнка ООН, однако в замечаниях к периодическим докладам России было отмечено, что План первоочередных мероприятий по реализации Стратегии не предусматривает конкретных мер, а всего лишь повторяет цели Национальной стратегии.
«Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей пока не обеспечила существенного повышения уровня жизни семей с детьми», – выступила с сообщением председатель Коллегии Счётной палаты Татьяна Голикова после рассмотрения результатов экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности и эффективности мер, направленных на реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
В текстах региональных стратегий (как и в тексте Национальной Стратегии) возникает тема мониторинга и исследований. Однако она не фигурирует в качестве сквозной, системно применяемой, необходимой для всего спектра проблемных областей Стратегии. Отсутствие такого контроля прослеживается в текстах стратегий регионов. И, судя по проанализированным текстам, координация действий по реализации Национальной Стратегии находится на уровне ниже среднего, либо вообще не предусматривается. Вместе с тем, для достижения более высокого уровня эффективности Стратегии в стране в целом такая координация крайне желательна. Формирование целостной и единообразно понимаемой основы для получения и изучения информации о методах, процедурах и формах реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы будет, бесспорно, содействовать усовершенствованию качества её исполнения. В этом, очевидно, основной интерес, как институтов гражданского общества, так и органов государственной власти России[13].
Так же хочется отметить слова Президента РФ и показатели, которые он привёл, касающиеся здоровья подрастающего поколения: «Государство правильно делает, ограничивая пропаганду суицидов в Интернете, – подчеркнул Президент Российской Федерации, председательствуя на заседании Координационного совета 27 мая 2015 года. – По итогам диспансеризации прошлого года среди детей 15-ти – 17-ти лет число абсолютно здоровых подростков увеличилось на 6%, имеющий хронические заболевания – снизилось на 5%. Тенденции позитивные, они есть, но кардинальных перемен пока не наблюдается. То есть, большинство наших детей, готовящихся вступить во взрослую жизнь, имеют проблемы со здоровьем. Поэтому ещё много предстоит сделать в сфере диспансерного, реабилитационного, санитарно-курортного лечения подростков, организации летнего отдыха, а так же для профилактики заболеваний». «Важно по стране развивать широкую сеть учреждений, которые занимаются оздоровлением детей в летний период», – заострил внимание В.В. Путин.
Так же Владимир Владимирович Путин на «Прямой линии с Президентом», прошедшей 14 апреля 2016 года, отметил, что «общество к полному инклюзивному образованию пока не готово».
Стоит заметить, что нет повсеместной и плановой подготовки и переподготовки тех, кто работает с детьми, оказавшимися в конфликте с законом. Многие специалисты смутно представляют данную стратегию, плохо представляют себе что такое «восстановительный подход». Все пожелания стратегии пытаются инкорпорировать в недружественную среду. «Неудобного» ребёнка всё равно вытесняют, несмотря на работу школьных «служб примирения», т.к. за рамками этих служб действует совсем другая жизнь. И отдельные успехи профессионалов, к сожалению, только подтверждают несостоятельность большинства.
Согласно исследованию Министерства образования и науки РФ, проведённому в мае 2015 года, в котором приняли участие руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, а также руководители, педагоги организаций всех уровней образования, восьми федеральных округов России (всего 363 человека), выявлено:
– отсутствие у детей-сирот статуса «ребёнок с особыми образовательными нуждами» или «ребёнок с трудностями в обучении», что затрудняет предоставление им дополнительных образовательных услуг, в том числе услуг репетиторства на безвозмездной основе в образовательных организациях разного уровня;
– дети-сироты не имеют доступа к дошкольному профессиональному образованию;
– дети-сироты имеют ограниченный доступ в общеобразовательные организации с программами повышенной трудности (гимназия, лицей и др.), а так же к получению среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена из-за отсутствия преимущественного права на зачисление на обучение;
– по мере передачи организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в систему социальной защиты населения региональные органы образования ослабили свое внимание и контроль за обеспечением реализации гарантий доступности качественного образования обучающихся и студентов из числа детей-сирот.
Что же касается «трудных» подростков, то государство возлагает полную ответственность за результаты ресоциализации всех категорий риска на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и учреждения системы профилактики. Но, к сожалению, КДНиЗП как системообразующее звено профилактики, призванное, согласно ФЗ № 120, координировать деятельность ведомств, выполнять функции административного контроля над соблюдением прав детей, выступать с инициативами и рекомендациями, не обладает ни собственными ресурсами (помощи, консультирования, социального анализа), ни полномочиями предписывать ведомствам выполнение той или иной деятельности (по системным параметрам и по индивидуальной профилактической работе с н/л и семьями).
В январе 2015 года на Всероссийской конференции «Опыт и перспективы реализации Национальной стратегии в интересах детей» Советник аппарата комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Екатерина Позднякова заявила о необходимости концептуального совершенствования (52 предложения) Семейного законодательства РФ. В частности она сказала следующее: «В Семейном кодексе РФ не определено что такое «семья», «брак», кто такие «члены семьи», «супруги», «дети». В настоящее время существует запрос на сохранение семейных ценностей. Семейный кодекс не отражает ни один из этих моментов». «С родителями, ограниченными в родительских правах обязательно должна проводиться работа, направленная на реабилитацию, чтобы вернуть ребёнка в семью», – добавила Позднякова. «В Национальной стратегии говориться об изменениях подходов к тайне усыновления, – продолжила Советник. – Если усыновители заинтересованы, чтобы тайна была сохранена, мы поддержим эту позицию. Но если усыновители не хотят сохранять тайну усыновления, надо распространить на них те льготы, которыми обладают опекуны и попечители».
Рассмотрев данные проблемы в общероссийском масштабе, можно тезисно выделить их по пунктам:
1. Уровень жизни семей с детьми не претерпел положительных изменений;
2. Отсутствие эффективного контроля реализации Стратегии в стране в целом;
3. Сохранение проблем массовой профилактики заболеваний и своевременного лечения подрастающего поколения;
4. Подавляющая некомпетентность педагогов в работе с «трудными» подростками;
5. Несовершенность Семейного законодательства Российской Федерации.
Что же касается региональных проблем, в частности Чувашской Республики, то и здесь есть свои проблемы.
С наступлением экономического кризиса в России, начавшегося в 2014 году, по итогам 2015 года в Чувашии рост преступлений, совершённых несовершеннолетними, вырос на 35%. Об этом на пресс-конференции сообщил прокурор Чувашской Республики Сергей Легостаев. То есть, те усилия, что были приложены в предыдущие два-три года, практически сошли на нет, и повлекли деградацию родительского авторитета. Этот показатель красноречиво обозначает степень зависимости адекватного социально-правового сознания населения от его финансового благосостояния.
В Чувашии остаётся неразрешённой проблема предоставления многодетным семьям бесплатных земельных участков. На конец 2015 года пришлось более 800 многодетных семей, которые так и не получили даже наделов для ведения хозяйственных работ. Администрация г. Чебоксары объясняет это густонаселённостью региона, а, следовательно, отсутствием больших территорий для расселения. Кроме того, возникла проблема с так называемыми «серыми перекупщиками», мошенниками, скупающими за бесценок (за 3000 – 4000 рублей) у доверчивых владельцев права на участки с целью перепродажи (за 200 000 – 300 000 рублей).
3.2 Основные направления повышения эффективности Национальной стратегии действий в интересах детей
По результатам анализа региональных стратегий (программ) действий в интересах детей информационно-методическим центром по сопровождению реализации Национальной стратегии действий в интересах детей сформулированы рекомендации по совершенствованию работы по реализации региональных стратегий (программ) действий в интересах детей:
1. Приведение структуры региональных стратегий (планов) действий в соответствие с важнейшими направлениями Национальной стратегии и соответствующим Федеральным планом.
2. Обеспечение корректного соотнесения позиций планов и соответствующих разделов Национальной стратегии, а также – взаимного согласования и увязки различных разделов региональных стратегий (планов) между собой.
3. Создание условий для полноценного участия институтов гражданского общества, социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в различных аспектах реализации региональной стратегии и общественного контроля её выполнения.
4. Размещение региональных стратегий в открытых источниках, в тех регионах, где они отсутствуют, а также обеспечение условий для их широкого публичного (общественного) обсуждения.
5. Развитие систем мониторинга и оценки реализации Национальной стратегии в регионе и подготовки кадров для осуществления мониторинга и оценки.
6. Повышение уровня социально-проектной культуры в управленческой деятельности регионов.
7. Обеспечение координации усилий по разработке (доработке) и реализации региональной стратегии (плана) действий в интересах детей.
8. Проведение анализа эффективности реализации стратегии с использованием системы индикаторов для мониторинга эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, разработанной Росстатом РФ.
9. Создание единого подхода к сбору и представлению статистических данных и содействие осуществлению постоянной общероссийской координации для обеспечения методологического единообразия статистики в социальной сфере.
10. Использование опыта других органов исполнительной власти и регионов, успешных в реализации мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии.
Помимо этого на данный момент существует проблема состыковки ведущих направлений профессиональной деятельности психологов: профилактика, сопровождение, реабилитация. Для всех трёх направлений можно выделить общий проблемный момент: межведомственное взаимодействие на основе комплексного подхода. И для решения данной проблемы предлагается разработать следующее:
1. Создать и развить команды специалистов как внутри учреждения, так и вне его. Что подразумевает выполнение диспетчерской деятельности, т.е. выстраивание системы комплексной помощи на основе полноценных консилиумов, где происходит обмен информацией и планирование совместной деятельности, а не перебрасывание клиента от специалиста к специалисту;