Главы чувашской республики 1 страница

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Чебоксарский филиал РАНХиГС

Факультет «Управление и экономика»

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Специализация «Региональное управление»

Выпускающая кафедра «Кафедра публичного администрирования»

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Реализация Национальной стратегии действий

в интересах детей в Чувашской Республике»

Автор работы:

студент VI курса

заочной формы обучения

Шулепов Денис Павлович

Подпись___________

Руководитель работы:

канд. ист. наук, доцент

Павлов Вячеслав Анатольевич

Подпись__________

Заведующий выпускающей кафедры:

к.с.н., доцент

Мирошниченко Оксана Николаевна

Подпись__________

Чебоксары – 2016 г.

Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.......................................................................................................................... 5

1.1 Предпосылки принятия Национальной стратегии............................. 5

1.2 Цель и основные принципы Национальной стратегии...................... 7

1.3 Общий ход реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в Российской Федерации............................................................................ 17

Глава 2 Национальная стратегия действий в интересах детей в Чувашской Республике.................................................................................................... 38

2.1 Деятельность органов государственной власти Чувашии по реализации Национальной стратегии......................................................................... 38

2.2 Инновационные модели профилактики асоциальных явлений среди подростков и юношества................................................................................................ 55

Глава 3 Повышение эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей............................................................................................ 63

3.1 Проблемы реализации Национальной стратегии............................ 63

3.2 Основные направления повышения эффективности Национальной стратегии действий в интересах детей...................................................................... 68

Заключение................................................................................................... 73

Библиографический список........................................................................... 77

Приложение №1............................................................................................ 81

Приложение №2............................................................................................ 88

Введение

После распада Советского Союза в новой России надолго исчезли идеологические понятия и стимулы гордости за свою страну. Выражаясь метафорически, поезд «СССР» сошёл с рельс, не достигнув желаемой станции «Коммунизм». И то, что удалось поставить снова на рельсы, оказалось настолько исковерканным и деморализованным, что на становление государственности в новой стране путём проб и ошибок ушло целое десятилетие, а это – поколение, выросших «на руинах» детей.

Однако в новое тысячелетие Российская Федерация вошла с багажом бесценного опыта «лихих 90-х». И обозначила основные приоритеты развития сфер современного общества, исходя из реалий жизни.

И одним из таких приоритетов, конечно же, является будущее страны. А конкретно – дети, молодёжь. Забота о подрастающем поколении является залогом процветания государства и общества. При этом забота должна исходить в равной степени, как от родителей, так и от государства.

«26 миллионов детей и подростков, проживающих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами, – заявил Дмитрий Медведев, будучи Президентом РФ, выступая в 2010 году с ежегодным посланием Федеральному собранию. – Забота о будущем поколении – самые надёжные, умные и благородные инвестиции».

Актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечения благополучного и защищённого детства, созданию и законодательному закреплению целой системы защиты прав и законных интересов детей, привлечения молодёжи к здоровому образу жизни, к всевозможным культурным мероприятиям с целью заинтересовать подростков и дать толчок к реализации их творческих потенциалов при государственной поддержке талантливых детей.

Кроме того, продолжают быть актуальны вопросы социального сиротства; обеспечения доступности качественного дошкольного, школьного и дополнительного образования детей; профилактики наркомании несовершеннолетних; экологической культуры детей и подростков и т.д.

В дипломном проекте рассмотрена государственная политика, реализуемая в Чувашской Республике в рамках «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».

Объект – Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы.

Предмет – применение на практике принципов Национальной стратегии действий в интересах детей в Российской Федерации – в общем, и в Чувашской Республике – в частности.

Цель исследования – проанализировать деятельность государственных органов Чувашской Республики по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей и выработать рекомендации по повышению эффективности её исполнения.

Задачи исследования:

– рассмотреть основы Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, основные её положения и ход реализации;

– проанализировать деятельность государственных органов Чувашской Республики и уполномоченных органов культуры по реализации Национальной стратегии в интересах детей;

– выявить проблемы осуществления проектов, направленных на реализацию Национальной стратегии в интересах детей;

– разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности органов государственной власти Чувашской Республики в сфере реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

Глава 1. Национальная стратегия действий в интересах детей

на 2012 – 2017 года

1.1 Причины принятия Национальной стратегии в интересах детей

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» не является новшеством в Российской Федерации. Впервые подобный план действий был принят сроком на 5 лет в 1995 году. Но в условиях прогрессивного социального, экономического и технического развития нашей страны требовалось принимать всё более актуальные разработки и стратегии для защиты интересов детей и юношества. И 18 декабря 2006 года было принято Распоряжение Правительства РФ (№ 1760-р) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Однако данные Ген. Прокуратуры РФ на период с 2007 по 2011 год показали увеличение нарушений прав детей на 35%. В зоне риска оказались сферы охраны жизни и здоровья детей, материнства и защиты семьи. Меры, принятые для сокращения числа детей-инвалидов и сирот, оказались не достаточно эффективными. Сохранились проблемы алко- , нарко- и токсико-зависимости подростков. Согласно соцопросам, 40% учащихся СОШ знают способы приобретения наркотиков.

Кроме того, развитие и общедоступность «Интернета» увеличило процент детей и подростков не защищённых от противоправного контента. В свободном доступе сохраняются сайты, содержащие материалы, связанные с порнографией, с призывами занятием проституцией, суицидальными призывами, призывами вступления в ряды террористических организаций и т.п.

А, исходя из данных Росстата, являющихся официальными, дети в возрасте до 16 лет оказались за чертой среднестатистического уровня бедности в РФ (на 2010 год: 18,6 % – доля малообеспеченных детей)[1]. И, несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 10 лет с 31,6 миллиона в 2002 году до 25 миллионов в 2011 году. Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребёнка становятся лишение и ограничение родительских прав (57,4 тыс. родителей в 2011 году). Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями[2].

Данная тенденция в масштабах страны создала серьёзную угрозу её будущему, в результате чего Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» утратило силу. И в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребёнка, был принят Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

30 августа 2012 года Председатель Правительства России Д.А. Медведев провёл заседание Правительства Российской Федерации, в ходе которого поручил в течение двух недель доработать план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации проекта Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

А 18 сентября 2012 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о создании координационного совета при главе государства по реализации данной Стратегии. Совет создан как консультативный и совещательный орган с целью обеспечения взаимодействия федеральных органов гос. власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией указанной Нац. стратегии. К основным задачам совета отнесены: определение способов, форм и этапов реализации стратегии, обсуждение практики её реализации, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений гос. политики в интересах детей. Члены совета принимают участие в данной работе на общественных началах. Обеспечение деятельности совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента РФ и Управление делами Президента РФ. Председателем совета назначена спикер Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, зам. председателя – вице-премьер Ольга Юрьевна Голодец[3].

1.2 Принципы, ключевые моменты разработки, направления и ожидаемые результаты Национальной стратегии

Любая стратегия должна базироваться на принципах, лежащих в основе её разработки.

В Национальной стратегии выявлены восемь основополагающих принципов:

1. Реализация права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребёнка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребёнку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости – приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

2. Защита прав каждого ребёнка. В Российской Федерации должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребёнка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребёнка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребёнку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

3. Максимальная реализация потенциала каждого ребёнка. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

4. Сбережение здоровья каждого ребёнка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребёнка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

5. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребёнка и реализуемые при поддержке государства. В Российской Федерации необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

6. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключённость и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

7. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребёнком и его семьей. В Российской Федерации формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних новейших достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

8. Партнерство во имя ребёнка. В Российской Федерации политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, социально ориентированных некоммерческих организаций, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. [5]

Национальная стратегия действий в интересах детей разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребёнка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Национальная стратегия разработана с учётом Стратегии Совета Европы по защите прав ребёнка на 2012 – 2015 годы, которая включает следующие основные цели:

1. способствование появлению дружественных к ребёнку услуг и систем;

2. искоренение всех форм насилия в отношении детей;

3. гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Участие в реализации положений названной Стратегии Совета Европы, актуальных международных договоров в сфере обеспечения и защиты прав детей и совершенствование российского законодательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права позволят гармонизировать деятельность России по защите прав и интересов детей с деятельностью мирового сообщества, будут способствовать распространению на территории Российской Федерации положительного опыта европейских стран и продвижению инновационного российского опыта на мировую арену, защите прав и интересов российских детей в любой точке земного шара.

Реализацию Национальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

1. семейная политика детствосбережения;

2. доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

3. здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

4. равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

5. создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

6. дети – участники реализации Национальной стратегии. [5]

Что же касается ожидаемых результатов Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, то они так же чётко сформулированы в Указе Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» по каждому разделу стратегии:

I. Семейная политика детствосбережения:

1. Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.

2. Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.

3. Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объёме.

4. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.

5. Формирование в обществе ценностей семьи, ребёнка, ответственного родительства.

6. Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

7. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.

8. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей. [5]

II. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей:

1. Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.

2. Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.

3. Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

4. Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одарённостью).

5. Повышение рейтинга российских школьников в международных оценках качества образования.

6. Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.

7. Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.

8. Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов – на бесплатной основе.

9. Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.

10. Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.

11. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.

12. Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.

13. Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.

14. Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.

15. Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.

16. Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в Интернет-среде. [5]

III. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни:

1. Снижение показателей младенческой и детской смертности.

2. Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.

3. Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.

4. Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.

5. Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.

6. Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школа здоровья», являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

7. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.

8. Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.

9. Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме «онлайн», оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

10. Сокращение числа подростковых суицидов.

11. Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

12. Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

13. Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.

14. Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях. [5]

IV. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства:

1. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90 процентов.

2. Увеличение числа субъектов Российской Федерации, свободных от институциональных форм воспитания детей-сирот (детских домов и школ-интернатов).

3. Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.

4. Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счёт развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребёнка на воспитание.

5. Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.

6. Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях); введение запрета на помещение детей в возрасте до трех лет в дома-интернаты.

7. Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.

8. Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

9. Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.

10. Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20%.

11. Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).

12. Искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, родившихся без ВИЧ-инфекции. [5]

V. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребёнку правосудия:

1. Создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах.

2. Создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребёнка.

3. Повышение уровня защищенности ребёнка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми – жертвами насилия социально-психологической помощи.

4. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.

5. Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребёнка.

6. Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.

7. Расширение спектра мер воспитательного характера. [5]

VI. Дети – участники реализации Национальной стратегии:

1. Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.

2. Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

3. Развитие законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая ратификацию международных актов.

4. Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети «Интернет».

5. Расширение влияния института уполномоченных по правам ребёнка на всех уровнях.

6. Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы

Координирующим органом является образуемый при Президенте Российской Федерации координационный совет. Механизмом контроля за ходом реализации Национальной стратегии являются ежегодные аналитические доклады образуемого при Президенте Российской Федерации координационного совета и альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей. [5]

1.3 Общий ход реализации Национальной стратегии действий

в интересах детей на 2012 – 2017 года

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и её безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Для этих целей и была разработана данная Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 года.

Национальная стратегия действий в интересах детей реализуется в два этапа: в 2012 – 2014 годах (первый этап) и в 2015 – 2017 годах (второй этап). Сроки и основные этапы реализации стратегии в обязательном порядке согласованы с бюджетным процессом.

15 октября 2012 года распоряжением Правительства Российской Федерации №1916-р был утверждён план первоочередных мероприятий по реализации первого этапа Национальной стратегии, в соответствии с которым утверждены:

· Комплекс мер, направленных на обеспечение гарантированного доступа к доходам и социальным услугам для семей с детьми, в том числе малообеспеченных, на период до 2016 года;

· Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ № 1430-р от 30.07.2014);

Наши рекомендации