Дидактика – это отрасль научных знаний, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.
Тема 1.6Обучение в целостном педагогическом процессе
1. Обучение как способ организации педагогического процесса
Дидактика и какие проблемы она изучает. Общая и частная дидактика. Обучение как способ организации целостного педагогического процесса. Процессы познания и обучения. Логика процесса обучения
2. Функции и движущие силы процесса обучения
Образовательная функция. Воспитательная функция. Развивающая функция. Противоречия процесса обучения.
3. Виды обучения и их характеристика
Метод сократической беседы. Догматическое обучение. Объяснительно-иллюстративное обучение. Самостоятельное добывание знаний. Программированное обучение. Развивающее обучение. Проблемное обучение. Компьютерное обучение. Дистанционное обучение.
Обучение как способ организации педагогического процесса
Главными составляющими пед.процесса выступают обучение и воспитание. Их единство и взаимосвязь составляют одну из сущностных характеристик пед.процесса. вместе с тем и обучение, и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых имеет свою специфику, изучаемую определенной отраслью педагогической науки.
Отрасль педагогики, разрабатывающую теорию обучения, называют дидактикой (от греч. didactikos – поучающий, didasko – изучающий).
Дидактика – это отрасль научных знаний, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.
Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (XVI –XVIIвв) «для обозначения искусства обучения». Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Ян Амос Коменский (XVI-XVIIвв), издав в 1657г свой труд «Великая дидактика», под которым понимал «великое искусство всех учить всему».
Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагогики.
Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспитания детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.
В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют.
Неизменными со времен Ратке остались 2 основные задачи дидактики: разработка проблем, поиск ответов на вопросы чему учить и как учить.
На современном этапе и теоретики и практики задумываются и над рядом других вопросов: когда, кого, для чего, сколько и где учить.
Таким образом, как педагогическая отрасль дидактика занимается разработкой следующих проблем:
1. Для чего учить (цели)
2. Кого учить (субъекты)
3. Какие стратегии наиболее эффективны (принципы)
4. Чему учить (содержание)
5. Как учить (методы обучения)
6. Как организовать обучение (формы организации)
7. Какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы и т.п.)
8. Что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения)
9. Как проконтролировать и оценить результаты обучения.
Различают общую и частную дидактику. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.
Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания соответствующего учебного предмета.
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.