Гуманистическая концепция воспитания.
Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США. Фактически она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.
Принципы:
1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; - ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; - опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса.
2. Природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся и реализация следующих положений:
- определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств; - опора при их формировании на мотивационно-потребностную среду учащихся; - преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем для школьника виде деятельности; - изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств школьника в общей структуре возрастно-половых проявлений;
3 . Культуросообразность воспитания: опора на национальные традиции народа, его культуру, национально-этнические обряды.
4. Гуманизация межличностных отношений, создание психологически комфортной атмосферы, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно ее развитие и саморазвитие.
5. Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
6. Деятельностный подход в воспитании, организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса. Каждый должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
7. Дихотомический подход к организации воспитательного процесса:
в педагогике существуют понятия - антиподы: субъект - объект, коллективность - индивидуальность, поощрение - наказание и т.д.; абсолютизация одного понятия за счет другого ведет к перекосам в воспитании; в каждом конкретном случае необходимо видеть сложные взаимоотношения, казалось бы, противоположных явлений и ситуаций, не только их борьбу, но и взаимодействие, взаимопроникновение, а порой и переход в свою противоположность.
8. Дифференциация воспитания:
- в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями; - в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания; - с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
9. Средовой подход в воспитании:
- различные варианты взаимодействия учебного заведения с семьей и внеучебными заведениями; - включение учащихся в заботы и проблемы ближайшего окружения, превращение школы в культурно-духовный центр микросоциума; - совершенствование внутренней среды школы: оформление, чистота и порядок.
Для школ, в которых сложилась гуманистическая система воспитания, характерны следующие признаки: - наличие у взрослых и детей целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом, настоящем, будущем; - наличие коллективных творческих дел; - формирование здорового образа жизни ученического коллектива: порядка, позитивных ценностей, мажорного тона, динамизма; - реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.
13. Психоаналитическая концепция воспитания и развития
Еще в 20-х гг. XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О. Ранк, Г. Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г. Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива.
В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни.
Психоаналитический подход содержит ряд позитивных моментов. Так, по мнению М. Кляйн, воспитание, основывающееся на психоаналитическом знании, способствует снятию психических перегрузок, возникающих в детском организме в результате навязывания родителями своего авторитета. Отстаивая мысль о необходимости введения психоанализа в число воспитательных мер, Кляйн считала, что именно рациональный анализ, проводимый начиная с трехлетнего возраста, обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка.
Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в рамках психоаналитического подхода особо выделяются следующие:
- как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного;
- не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере;
- уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка;
- устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.