Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
Основная литература:
1. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учеб. пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. - Гриф УМО. - Москва : Юрайт, 2010.-394 с.
2. Рузавин. Г. И. Методология научного познания: учебное пособие для вузов / Г. И. Рузавин. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.
3. Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
4. Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки : учебник / Е. В. Ушаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :КНОРУС, 2011.-584 с.
5. Философия и методология науки / В. В. Анохина [и др.] ; под ред. Ч. С. Кирвеля. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 639 с.
Дополнительная литература:
1. Бучило, Н. Ф. История и философия науки : учебное пособие / Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев. - М.: Проспект, 2011. - 427 с.
2. Гершунский Б. С. Философия образования : учеб. пособие / Б. С. Гершунский. - Гриф МО. - М. : Моск. психолого-социал. ин-т: Флинта, 1998. - 432 с.
3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
4. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.
5. Зеленов, Л. А. История и философия науки : учеб. пособие / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. - М. : Флинта: Наука, 2008. - 472 с
6. Канке В. А. Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. – М.: Омега- Л. – 2008.–328 с. 4.
7. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). – М.: Академический проект. – 2008.– 692 с. 5.
8. Лебедев С. А. Философия науки: учеб. пособие. - М. : Юрайт, 2011. - 288 с.
9. Новая философская энциклопедия. В 4-х т.т. Под ред. В.С. Стёпина. – М.: Инст. фил. РАН, 2000 (Соответствующие статьи и литература к ним). 7. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М.: Академический Проект, 2004. 8.
10. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб. пособие / Л. Д. Старикова. - Гриф УМО. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 435 с
11. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки /Е.В. Ушаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, 2008. - 584 с.
12. Философия науки : общий курс : учеб. по- собие для вузов / С. А. Лебедев [и др.]; под ред. С. А. Лебедева. - Гриф УМО. - М. : Акад. Проект : Трикста, 2004. - 735 с.
13. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред И.Т. Касавина. – М.:Канон+. – 2009. – 1248 с.
Вопросы к зачету
1. Содержание понятий «воспитание», «образование», «обучение», «просвещение».
2. Предмет изучения, задачи философии образования.
3. Цели и задачи образования в контексте проблем философии образования.
4. Философия образования как междисциплинарная, интегративная наука.
5. Просвещение в контексте философии образования как неотъемлемая часть культуры.
6. Система образования и культура.
7. Личность и культурная среда
8. Традиционная система образования. Альтернативные системы образования.
9. Этапы становления и развития зарубежной философии образования.
10. Этапы становления и развития отечественной философии образования.
11. Образование как один из основных интегрирующих факторов мирового сообщества.
12. Интернационализация и глобализация образования.
13. Идеи консерватизма в образовании (классический реализм, эссенциализм, перенниализм).
14. Идеи экзистенционализма в философии образования.
15. Роль методологической функции философии в теории и практики образовательного процесса.
16. Осмысление методологической функции философии образования в совокупности с другими ее функциями: мировоззренческой, онтологической, аксиологической, гносеологической, праксиологическойи другими.
17. Развитие системы отечественного образования в современных условиях:тенденции, перспективы, проблемы.
18. Интеграция отечественной и мировой образовательных систем.
19. Наука вид познавательной деятельности, социальный институт, производительная и социальная сила общества.
20. Основные этапы становления и развития философии науки к. XIX – XX в. Позитивизм и неопозитивизм.
21. Основные представители и концепции постпозитивистского этапа философии науки.
22. Основные проблемы философии науки XX в.
23. Наука в системе мировоззренческого знания
24. Классификация научного знания
25. Становление первых форм европейской теоретической науки в античности и средневековье
26. Постановка и развитие в рамках теологического знания проблем математики, физики, астрономии, медицины в арабской философии и науке V – XII вв.
27. Классический этап развития науки. Классическая механика Г. Галилея и И. Ньютона. Механистическая картина мира.
28. Неклассический этап развития научного познания, квантовая теория, теория относительности.
29. Постнеклассический этап развития науки. Синергетическая парадигма, глобальный эволюционизм, направление искусственного интеллекта.
30. Изменение философских и естественнонаучных представлений о материи в истории философии и науки.
31. Изменение представлений о пространстве и времени в ходе развития научного познания.
32. Современные научные представления об эволюции форм отражения. Эволюционная эпистемология
33. Научные традиции и научные революции. Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна
34. Познание как операциональный процесс. Соотношение субъекта и объекта научно- познавательной деятельности, проблема истины и ее критериев
35. Концепция несоизмеримости научных теорий П. Фейерабенда.
36. Типология рациональности
37. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания
38. Формы конкретно-чувственного познания (ощущение, восприятие, представление), их характеристика, представители сенсуализма.
39. Концепция личностного, неявного знания М. Полани.
40. Формы абстрактно-логического познания (понятия, суждения, умозаключения), их характеристика, представители рационализма.
41. Концепция «критического рационализма» К. Поппера и И. Лакатоса.
42. Основные методы эмпирического познания, их виды, формы, роль в научном познании.
43. Теоретическое познание, его основные формы, роль в процессе познания.
44. Методология современного научного познания.
45. Антропологические и ценностные предпосылки и основания научного познания
46. Место науки как социального института в структуре общественного бытия.
47. Роль науки и новых информационных технологий в становлении и развитии современного информационного, сетевого общества, системы образования и воспитания.
48. Актуальные проблемы глобалистики, этические проблемы науки к. XX – н. XXI в.