Основные категории педагогики

Теоретический материал к практическому занятию №1

«Педагогика и педагогический процесс» (1 час)

Тема 1. Педагогика и педагогический процесс

(педагогика: предмет, категории, система наук, связь с другими науками, методология; педагогический процесс: система и структура, закономерности, этапы, инновации)

Педагогика

Педагогика – от греческого «пейдагогос» («пейда» – дитя, «гогос» - вести) – дословно «детоводитель». Педагогика – это (в традиционном понимании) теория и практика воспитания, в современном – система наук об общих закономерностях воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования людей, о формах и методах специально и социально организованных педагогических воздействий.

Предмет педагогики – закономерности, факты, механизмы воспитания, образования, обучения и развития людей

Система педагогических наук

Общая педагогика. История педагогики. Специальная педагогика: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. Сравнительная педагогика. Возрастная педагогика: дошкольная педагогика, школьная педагогика, средних специальных учебных заведений, педагогика высшей школы, андрагогика. Методика преподавания различных дисциплин.

Связь педагогики с другими науками: философия, психология, социология, история, физиология, юриспруденция, этнография, кибернетика и др.

Основная цель педагогики.Современная педагогическая наука, занимаясь интенсивными исследованиями проблем содержания, форм, методов воспитания, конструируя различные технологии образования и обучения, в центр внимания ставит развитие личности на основе общечеловеческих ценностей. А это значит, что основная цель педагогики - всемерное способствование цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества, создающего условия для этого.

Задачи педагогики:

· проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам, разработка педагогических теорий, практических рекомендаций и содействие проведению их в жизнь

· создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности его граждан, разоблачение антинаучных подходов к воспитанию и образованию

· обеспечение единства, взаимосвязи и преемственности деятельности всех педагогических институтов и учреждений общества

· разработка форм, методов, средств и технологий педагогической работы по успешному решению задач воспитания, образования, обучения и развития подрастающего поколения и всех граждан различных возрастных и социальных групп

· приоритетная разработка проблем нравственного, гражданского, правового, этнокультурного воспитания, обусловленных особенностями современного мира

· предвидение педагогических последствий условий жизни людей в конкретном обществе, принимаемых государственных решений, состояния педагогической сферы общества, её институтов

· разработка педагогической системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, специалистов разных областей, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность и требует проявления педагогической осмотрительности, такта и компетентности

· подготовка научно-педагогических и педагогических кадров для работы в образовательных и воспитательных учреждениях и вне их стен

Основные категории педагогики

Содержание этих категорий является историческим феноменом и определяется теми культурными идеалами и ценностями, которые сложились в обществе.

Образование – обогащение человека системой фундаментальных (глубоких, научных, систематизированных, разнообразных) знаний и соответствующих умений, качеств и способностей, отвечающих современному уровню культуры и цивилизации.

Образование

· обеспечивает максимально высокий уровень миропонимания, формирование научной картины мира в сознании человека, понимание смысла жизни, людей и общества, себя и своего места в мире,

· развивает потребность в разумном мышлении, самообразовании и самосовершенствовании,

· вооружает умениями и способностями к творчеству и созиданию.

Индивидуальный результат образования – образованность человека, определяемая не по диплому, а по названным выше характеристикам и поведению. Это мировоззренчески-аксиологическая основа построения человеком своих взаимоотношений с миром.

Воспитание – формирование важнейших социальных качеств человека как личности, гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей (духовных, нравственных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, правовых, культурных, эстетических, этических, трудовых и др.), а группы - как социальной ячейки общества.

Воспитанием достигается

· подготовка человека к жизни в социуме – в обществе, в семье, в коллективе, к цивилизованному поведению

· формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, к людям

· обучение цивилизованному удовлетворению своих потребностей

· уважение к законам, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям.

Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека и общности. Это основа их жизненной и поведенческой социальной ориентированности и цивилизованности.

Обучение – формирование у обучающихся знаний, навыков и умений по отдельным вопросам жизнедеятельности, труда, учебным предметам и комплексам, сферам окружающего мира и жизни, видам деятельности.

Это процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений. Он включает в себя две стороны:

· преподавание, в ходе которого происходит передача и трансформация системы знаний, умений, опыта деятельности

· учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Его функция в педагогической сформированности человека – деятельностно-инструментальная.

Результат его – соответствующая обученность личности, группы людей.

Развитие– количественные и качественные изменения в личности и человеческой общности, ведущие к повышению уровня их возможностей в достижении жизненного успеха. Интегральным результатом развития и показателем его состояния выступает развитость личности, группы, коллектива. Развитость – уровень интеллектуальных, творческих, физических, жизнестойких, профессионально важных качеств, особенностей, общих и специальных способностей. Развитость ускоряет, способствует более высоким достижениям в делах. В отличие от воспитанности показатели развитости указывают на особенности индивида, имеющие значение в труде и в жизни (а не социальную ориентированность личности в целом).

В реальности воспитание, образование, обучение и развитие как педагогические явления тесно связаны.

Воспитание способствует успехам образования, обучения и развития.

Образование осуществляется в единстве с обучением, воспитанием и развитием.

В ходе обучения происходит воспитание, образование и развитие.

Развитие зависит от воспитания, обучения и образования.

Педагогический квадрат

Соотношение категорий педагогики

В отечественной педагогике существуют две парадигмы, их условно можно назвать:

  • «воспитательная», отдающая приоритет воспитанию перед образованием
  • «образовательная», включающая в себя процесс воспитания

Основные понятия педагогики:

· Педагогическая действительность

· Педагогическая система

· Педагогический процесс

· Педагогическая технология

· Педагогическая диагностика

· Педагогическое взаимодействие

· Педагогическая деятельность

Педагогическая действительность- это реально, объективно существующие (независимо от признания, понимания или желания кого-то) в жизни и деятельности каждого человека и человеческих сообществ разнообразные педагогические явления (педагогические факты, закономерности, механизмы).

Педагогическая действительность представлена реально существующими образовательными и воспитательными учреждениями, процессами воспитания, происходящими в школе, семье и на производстве, разработанными и применяемыми на практике образовательными системами и технологиями, учениками-победителями на олимпиадах по математике и тому подобное.

Педагогическая технология -это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

Педагогическая диагностика: - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическое взаимодействие- процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности воспитанника. Это сложнейший процесс, стоящий из множества компонентов – воспитательных, дидактических, социально-педагогических взаимодействий.

Педагогическая деятельность- это сознательно избираемая и осуществляемая деятельность взрослых, старших, должностных лиц, специалистов (родителей, учителей, руководителей, менеджеров, мастеров на производстве и пр.), а также государства, учреждений и институтов общества, преследующая воспитательно-образовательные цели, осуществляемая педагогическими средствами и методами и приносящая определённые результаты.

Наши рекомендации