Структура дополнительной общеразвивающей программы
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к структуре дополнительных общеразвивающих программ.
В пункте 9 статьи 2 273-ФЗ дано определение:
образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Соответственно, при разработке образовательной программы необходимо руководствоваться данным определением, так как оно является законодательной нормой.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа ………….. направленности (далее - образовательная программа) может иметь следующую структуру (состоять из следующих разделов):
Пояснительная записка,
учебный план или учебно - тематическое планирование,
Организационно - педагогические условия реализации образовательной программы,
планируемые результаты освоения образовательной программы,
Система оценки результатов освоения образовательной программы.
Пояснительная записка
Пояснительная записка(приложение – примерная форма пояснительной записки)–раздел образовательной программы, в котором должны быть отражены:
нормативно - правовая база конструирования образовательной программы,
направленность образовательной программы,
цели и задачи реализации образовательной программы,
актуальность и новизна образовательной программы,
возраст обучающихся, на который рассчитана образовательная программа,
минимальный возраст детей для зачисления на обучение по образовательной программе,
сроки реализации образовательной программы и т.д.
Учебный план или учебно - тематическое планирование
Учебный план
Учебный план – может являться разделом образовательной программы в случае, если содержание образовательной программы состоит из нескольких учебных предметов (модулей).
В учебном плане указывается перечень учебных предметов (модулей) и объем учебного времени, отводимый на их изучение по учебным годам. По каждому учебному предмету (модулю) необходимо разработать рабочие программы учебного предмета (модуля), которые и будут определять содержание образовательной программы в целом.
Для того, чтобы не увеличивать объем образовательной программы, рабочие программы учебных предметов (модулей) лучше оформить как приложение к образовательной программе.
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к структуре рабочих программ учебных предметов (модулей), поэтому образовательные организации могут самостоятельно устанавливать структуру рабочих программ учебных предметов (модулей). В рабочих программах учебных предметов (модулей) учебные часы учебного плана распределяются по разделам и темам, обозначается содержание тем.
Примечание:
В соответствии с требованиями части 1 статьи 58 273-ФЗ в учебном плане в обязательном порядке должны быть определены формы промежуточной аттестации обучающихся.
Частью 2 статьи 30 273-ФЗ установлено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Следовательно, выбор форм промежуточной аттестации для отражения их в учебном плане необходимо осуществлять руководствуясь нормами локального нормативного акта образовательной организации, регламентирующего формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН(примерная форма)
если образовательная программа рассчитана на один год:
Учебный предмет (модуль) | Количество часов | Формы проведения промежуточной аттестации | |
….. | |||
….. | |||
….. | |||
….. | |||
Всего: |
если образовательная программа рассчитана на несколько лет:
Учебный предмет (модуль) | Количество часов | Формы проведения промежуточной аттестации | ||
I год обучения | II год обучения | I год обучения | II год обучения | |
….. | ||||
….. | ||||
….. | ||||
….. | ||||
Всего: |
Учебно - тематическое планирование – может являться разделом образовательной программы в случае, если содержание образовательной программы определяется различными темами.
В учебно - тематическом планированииустанавливается перечень тем и объем учебного времени, отводимый на их изучение по учебным годам, а также формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Содержание изучаемого курса – раздел образовательной программы, который содержит описание различных тем в том порядке, в котором оно представлено в учебно-тематическом планировании.
Законодательством об образовании не предусмотрены требования к оформлению данного раздела, поэтому образовательные организации могут самостоятельно устанавливать в какой форме (текстовой, табличной) будет изложено содержание данного раздела.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ(примерная форма)
если образовательная программа рассчитана на один год:
Тема | Количество часов |
….. | |
….. | |
Всего: |
если образовательная программа рассчитана на несколько лет: