Список используемых источников
Выполнила: Али-Риза В.К.
Группа: ПП14-04Б
Глоссарий
А
Адаптация–приспособление органа, организма, личности или группы к измененным внешним условиям.
Адаптация социальная–активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Адекватность образования–соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида и личности.
Адекватность обучения–соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения.
Активность в обучении–дидактический принцип, требующий от преподавателя таких методов и форм организации процесса обучения, которые способствовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков.
Активность социальная–совокупности методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств.
Б
Базисный учебный план–нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.
Базовое образование–совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Базовая подготовка – уровень профессиональной и социальной квалификации, достигнутый в системе детско-юношеского образования и принимаемый за базу отчета при ее повышении в системе образования взрослых.
Беспризорность детская–социальное явление, заключающиеся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий и крайней нужды родителей.
В
Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе–установление связи между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Формы взаимодействий: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, взаимное обучение.
Взаимодействие педагогическое–личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Взаимодействие социальное–процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов.
Внимание социально обусловленное–внимание, которое складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием воспитуемого на объекты.
Воздействие педагогическое–влияние педагога на сознание, волю, эмоции, организация его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Возрастная периодизация–выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество – от момента рождения до 1 года; преддошкольный – от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст – от 3 до 6 лет; младший школьный возраст – от 6 до 10 лет; подростковый возраст – от 10 до 15;юношеский возраст – от 15 до 21 года; зрелый возраст – от 21 до 60 лет; пожилой возраст – от 60 до 75 лет; старческий возраст – от 75 до 90 лет; долгожители – свыше 90 лет.
Г
Гуманизация воспитания и обучения–реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них.
Гуманистическая педагогика–система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса.
Гуманитаризация образования–ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.
Д
Девиантное поведение–система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм.
Дети одарённые–дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях.
Дети-сироты–дети в возрасте до18лет,у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими.
«Дети улицы»–дети, результат воспитания которых определен улицей; дети, живущие на улице, для которых она является родным домом.
Дети, подростки «группы риска»–дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, неадекватным нормам и требованиям ближайшего окружения.
Детство–этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Деятельность социально-педагогическая–деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средства, процесс деятельности и соответствующий результат.
Диагностика социально-педагогическая–теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека, группы людей.
Ж
Жестокость–способность причинить страдания людям или животным.
Жизненная позиция личности–наиболее выраженные основные компоненты ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности личности.
З
Задача социально-педагогическая–осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Закономерность социальная–объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы либо его отдельной подсистемы.
Запущенность педагогическая–состояние, обусловленное недостатками в учебно-воспитательной работе с детьми, подростками, проводимой в семье, дошкольном учреждении, школе.
Запущенность социальная–несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений.
И
Индивидуализация образования–учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.
Институт социализации–устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей. К ним относятся: государство, церковь, политические партии, семья, различные объединения и союзы. Наиболее значимыми для ребенка являются семья и школа.
К
Климат социально-психологический - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Конфликт социальный - тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.
Коррекция в социальной педагогике - система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребёнка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр.
Л
Личность антисоциальная–личность, не могущая или не желающая выполнять нормы, принятые в обществе. Характеризуется безответственностью, нетерпимостью, частыми конфликтами с окружающими людьми и общественными институтами, неспособностью осознавать свою неправоту, склонностью обвинять других в собственных ошибках и не извлекать из ошибок уроков для себя, а также иным поведением, указывающим на недостаточную социализацию.
М
Методология социальной педагогики–учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования социально-педагогических явлений с учётом социальных проблем и потребностей среды жизнедеятельности, перспективы средовой самореализации.
Мотив социальный–осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании).
Н
Норма социальная (социальные нормы)–официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия.
О
Опека (попечительство)–форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан; форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опека устанавливается в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты.
Ориентация социальная—осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, и т. п. В более узком смысле – выбор человеком предпочитаемого поведения и путей его достижения.
П
Педагогика социальная - педагогика, изучающая социальные проблемы чело- века на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие его, воспитание.
Поддержка социально-педагогическая- деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности.
Потребности социальные - род потребностей как психическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую её ценностным ориентациям.
Р
Развитие социальное–процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни в целом или в отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.д.
Роль социальная–социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение Р. с. деформированы.
С
Сироты социальные–дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С. с. – особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителях»). Определение «социальные» указывает на то, что, в конечном счете, именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них (родителей) чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия.
Социализация–процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих донному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат.
Социальная работа–особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественных групп и удовлетворение потребностей граждан на создание условий, благоприятствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию.
Социальная среда–соц.зона ближайшего действия человека; сложная и не-однозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро-и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Социально-правовая защита детства–система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства.
У
Установка социальная–состояние готовности личности к определённому восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций, поведению в них.
Учреждения специальные (коррекционные) образовательные–учреждения, предназначенные для воспитания и обучения детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.
Ф
Форма педагогического процесса–содержательно-организационные особенности, обусловливающие педагогический процесс образовательного учреждения: гуманитарная, математическая, религиозная, профессионально-ориентированная, с физическим уклоном и пр.
Ц
Ценности социальные–рассматриваются в широком и узком смысле: в широком смысле – наиболее значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; в более узком смысле – нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Ш
Школа-интернат–учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Воспитанники школы–интерната дети из семьи (на выходные и каникулы могут ее покидать), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (находятся в ней постоянно).
Э
Этика социально-педагогическая–составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социально-педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности социального педагога. Предметом Э. с.-п. являются закономерности проявления нравственности в сознании, поведении, отношениях и деятельности социального педагога.
Список используемых источников
1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ,2006;
2. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь : Личность, самообразование, профессия. Минск :Хэлтен, 1998.
3. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Тер-ра, 1995;