Пояснительная записка (методические указания)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой уголовного права и процесса
_________ А.А.Тарасова
“____” ___________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине “ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ”
Автор-составитель:
Кравчук Анжела Геннадиевна, к.ю.н.
Факультет «Юридический»
Направление подготовки 030900«Юриспруденция»,
(дневное отделение), 1 курс
Количество зачетных единиц: 4,0
Волжский 2011
Пояснительная записка (методические указания)
Несмотря на пропедевтический характер учебной дисциплины «Правоохранительные органы», т.е. содержащей предварительный, вводный круг знаний о деятельности указанных органов, его значимость трудно переоценить. Очевидно, для любого юриста правоохранительные органы на интуитивном уровне ассоциируются с механизмом государства, с их активным участием в реализации законов и других правовых предписаний. Знания о них изначально нужны студенту-правоведу, будущему юристу как для осознанного и глубокого усвоения всего набора учебных дисциплин юридического вуза, так и для будущей профессиональной практики независимо от места его работы по данной специальности, в любом учреждении одной из трех ветвей власти — законодательной, исполнительной или судебной.
Студент должен знать:
современную стратегию развития, организации и функционирования правоохранительных органов в новых условиях социально - экономических и правовых преобразований происходящих в России; задачи, функции и организационные структуры, формы и виды (механизм) деятельности правоохранительных органов; основные организационно-правовые требования к правоохранительным органам и служебным коллективам в современных условиях; соотношение правовых, социальных и экономических факторов на различных этапах их становления и развития; основные черты проявления психических, процессов и соблюдения морально-этических норм по формированию и развитию личности специалиста - профессионала высокой общей и правовой культуры; теоретические основы научной организации труда правоохранительных органов; международный опыт организации и деятельности органов полиции, прокуратуры и судов.
Студент должен уметь:
использовать законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в современный период; материалы юридической (правовой, судебной) статистики.
1.1. Цель преподавания дисциплины “Правоохранительные органы Российской Федерации”
Необходимость формирования у студентов общекультурных компетенций:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5)
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Кроме того, целью является формирование у студентов профессиональных
компетенций в юридической деятельности:
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).
1.2. Задачи изучения дисциплины:
по своему содержанию данный курс — один из наиболее насыщенных в информационном отношении. Он касается задач, структур, составов и компетенции как государственных органов, относящихся к правоохранительным (суд, прокуратура, органы юстиции, МВД, ФСБ, СВР, ГТК, Госнаркоконтроль России и др.), правового положения должностных лиц, их представляющих, порядка назначения и требований, предъявляемых к ним (судьям, следователям, нотариусам и др.), так и характеристик некоторых негосударственных организаций (адвокатуры, частных нотариусов, частных детективных и охранных служб), поскольку их функции имеют непосредственное отношение к правоохранительной деятельности, обеспечению государством прав и свобод человека и гражданина.
Воспитательные задачи:
- Воспитание жизнеспособности и конкурентоспособности на рынке труда, становление индивидуалистических и прагматических качеств личности.
- Воспитание юридической этики и такта будущего специалиста в области права.
- Восемь основных принципов воспитания:
· демократизм;
· гуманизм, предполагающий отношение к личности студента как к самоценности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни;
· духовность, проявляющаяся в формировании у студента смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;
· патриотизм, предполагающий формирование национального самосознания у студенческой молодёжи;
· конкурентоспособность, выступающая как особенность демократического общества;
· толерантность, предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, идей, поступков для решения одних и тех же проблем;
· индивидуализация, учитывающая, что в условиях демократических реформ личность получает свободу для проявления своей индивидуальности и требующая системы воспитания индивидуальной направленности, а не производства усреднённой личности;
· вариативность, нацеленность воспитания не на воспроизведения студентом образцов предшествующих поколений, а на готовность к деятельности в ситуации неопределённости.
- В качестве проективной модели личности специалиста с высшим образованием предлагается социально-активная, жизнеспособная, гуманистически ориентированная индивидуальность. В связи с этим молодой специалист должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:
· быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-экономической обстановке, иметь свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности, обладать способностью к саморазвитию, иметь потребность в достижениях и в самостоятельном принятии решений;
· иметь уважение к законам и обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке, обладать целеустремлённостью и предприимчивостью;
· обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности;
· иметь в определённой степени индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, на достижения успеха в жизни, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
· обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и становлению её как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.
1.3. Формы работы:
Изучение учебной дисциплины «Правоохранительные органы» в вузах осуществляется в следующих формах:
- аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя, включающие аудиторную самостоятельную работу студентов по заданию преподавателя;
- индивидуальная внеаудиторная работа студентов под руководством преподавателя, предполагающая также индивидуальные консультации;
- обязательная внеаудиторная самостоятельная работа студентов (в том числе с использованием новейших средств информации).
Перечисленные формы занятий могут дополняться внепрограммной деятельностью - внеаудиторной работой разных видов
1.4. Виды контроля и методика формирования результирующей оценки:
-текущий контроль – ежедневный контроль выполнения заданий на занятиях по данной учебной дисциплине.
-промежуточный контроль – аттестация;
-рубежный контроль – результаты трех модулей;
-итоговый контроль – экзамен.
Для получения положительной оценки за семестр студент должен сдать обязательно все модули и получить хотя бы минимальное количество баллов по каждому из них. Из 100 баллов по дисциплине до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и до 40 - за экзамены. 60 - является минимально допустимым количеством баллов на «удовлетворительно».
Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзамена, «премиальные» баллы начисляются студенту сверх минимально допустимых 60 баллов.
Если по результатам промежуточного контроля студент наберет 60 и более баллов, то автоматически получает семестровый зачет или оценку по дисциплине в соответствии со шкалой перевода со 100 балльной системы на 5-балльную. При желании повысить свой рейтинг по дисциплине, завершающейся экзаменом, студент проходит семестровый контроль.
Требования к экзамену
1. Регулярное посещение учебных занятий.
2. Выполнение требований преподавателя в течение семестра в соответствии с рабочей программой.
3. Выполнение 3-х контрольных работ по модулю № 1, по модулю № 2, по модулю № 3 + баллы за каждый модуль.
4. Выполнение реферата.
5. Выполнение семестровой письменной работы (аннотация, эссе, олимпиадное задание (по указанию преподавателя)).
Структура экзамена (I курс):
1. Выполнение контрольных работ № 1, 2, 3 + баллы за каждый модуль