От меня»); зона 3 — «диагональная стратегия» (преобладающая позиция «все

зависит от случая, преподаватель — это потенциальная опасность»)





прячутся за спины своих уверенных товарищей). Это еще одно доказательство в пользу необходимости использования нетради­ционных схем размещения учебных мест в классе, для того чтобы увеличить возможности предпочитающих позицию «лицом к пре­подавателю», а также для того, чтобы избежать создания больших «мертвых зон». Если перестановка невозможна по каким-либо при­чинам, то учителю стоит чаще приближаться к «мертвой» зоне либо просто неоднократно заходить вглубь класса.

Обычно климат школы, влияющий на ее образ жизни, спосо­бен создавать цвет. Цвет обладает определенным физиологическим воздействием. Так, например, сочетание зеленого и красного мо­жет вызвать нервное напряжение, беспокойство; монотонный се­рый или грязно-зеленый будут действовать угнетающе; контраст­ные цвета в помещениях длительного пользования, яркие пятна в комнатах временного пользования позволяют снять эмоциональ­ное напряжение, зрительную усталость; белый цвет угнетает и порождает ассоциации с больницей, болезнью, болью; и т. п. Ок­раской стен в соответствующие цвета можно оптически регулиро­вать размеры помещений. Так, длинное пространство может быть «укорочено» при окрашивании торцовых стен более светлыми то­нами, чем боковых. Высокое помещение можно «понизить», если окрасить потолок в теплые цвета.

Цветотехнологи советуют учитывать, что каждый человек реагирует на цвет по-своему, и то, что одного бодрит, другого раздражает. По-своему реагирует и каждая возрастная группа. Поэтому полезно, чтобы первоклассник смотрел на красную стену: тогда он будет лучше усваи­вать и меньше уставать. Для второклассника рекомендуются оранжево-красный или оранжевый, для третьеклассника — оранжевый или жел­тый, четвероклассника — желто-зеленый, пятиклассника — зеленый. Только потом в небольшой дозе можно использовать темно-синий, который рядом с желтым не будет казаться слишком мрачным и хо­лодным.

Каждый цвет имеет собственные «возможности». Белый — расширяет помещение, поднимает потолок, немного осветляет, но это безжизнен­ный цвет, пустота, «бездонное отверстие», он гасит раздражение, но быстро утомляет. При плохом освещении становится серым. Серый (бе­лый в смеси с черным) — мертвый, беспросветный, успокаивает, но отдаляет перспективы, советуя ни во что не вмешиваться. Черный — «бесконечная стена», давит, угнетает, страшит, но в малой дозе помога­ет сосредоточиться. Красный — цвет силы, здоровья, учащает пульс и дыхание, протягивает руки, дразнит, возбуждает, воодушевляет на сию­минутные действия, срывает с места и ускоряет бег, но слабых и устав­ших он раздражает, особенно в большом количестве. Розовый (красный с белым) возбуждает в меньшей степени, не способен стимулировать на реальные результаты. Оранжевый — опасный цвет, потому что возбужда­ет и никуда не ведет, и тогда энергия становится источником раздраже­ния, но при строгой дозировке оранжевый цвет согревает, радует и оду-

хотворяет. В его смешении с черным получается коричневый цвет — за­щищающий, уютный, но если все стены окрашены им, то ученики ста­новятся вялыми, инертными, апатичными, а когда раздражены, их дол­го не удается успокоить. Желтый тоже возбуждает и уводит в будущее, заставляя надеяться, верить, фантазировать и мечтать; в окружении это­го цвета становится светло, весело, все кажется простым и хочется раз­говаривать. Зеленый (чисто-зеленый, не желто-зеленый — оптимистич­ный и не сине-зеленый — сдерживающий порывы, дисциплинирую­щий) — успокаивает, обезволивает, усыпляет. По этой причине запре­щается красить ступени лестниц в зеленый цвет, иначе люди (как уста­новлено статистически) чаще спотыкаются, падают и ломают ноги. Си­ний — тоже успокаивает, понижает давление и делает более редким ды­хание, и тогда хочется полежать, отдохнуть, погрустить, пофилософ­ствовать. Чем он более светлый, вплоть до голубого, тем мечты становят­ся более безмятежными, безответственными, порхающими, хочется ни с кем не ссориться, путешествовать и вообще жить в свое удовольствие. Фиолетовый — смешение активного красного с пассивным синим — рождает скрытую активность («В тихом омуте черти водятся»), этот цвет вызывает внутреннее возбуждение, делает человека более внушаемым. При разбавлении белым (лиловый) действует слабее и способствует ме­ланхолическому настроению.

Размеры школы должны оптимально сочетаться с количеством учащихся. И дело не столько в неудобстве обучения в две или три смены, сколько в нехватке необходимого для нормального пол­ноценного развития воспитанников эмоционально-психологиче­ского климата («эмоционально-психологической зоны развития»). Как каждый человек нуждается (в идеале) в отдельной комнате в квартире, так и каждому ребенку необходимо определенное про­странство в школе, ограниченность которого прежде всего сказы­вается в недостатке эмоционального развития.

Классная комната — основной вид школьного помещения для заня­тий с учащимися. Важные требования: 1) достаточные размеры; 2) хо­рошее освещение (свет слева, световой коэффициент 1:5); 3) достаточ­ные вентиляция и отопление; 4) изолированность от внешнего шума; 5) сугубо строгое соблюдение требований к любым жилым помещениям. Нормальные размеры класса на 42 места: длина 8,5—10 метров, глубина 6,5 — 7 метров, высота 3,5 метра. На одного учащегося должно прихо­диться не менее 1,25 квадратного метра площади.

Ю. С. Мануйлов выделяет условия, при которых воспитатель­ный потенциал архитектурно-планировочной и предметно-про­странственной среды школы будет реализован более эффективно:

- архитектура и оформление школы должны «работать», а не просто украшать;

- среда учебного заведения организована удачно, если она по­зволяет сосуществовать миру взрослых и миру детей (обустраивая пространство вестибюля, о ребенке обычно вспоминают лишь





От меня»); зона 3 — «диагональная стратегия» (преобладающая позиция «все - student2.ru От меня»); зона 3 — «диагональная стратегия» (преобладающая позиция «все - student2.ru определяя высоту вешалок, но для ребенка вестибюль — место встреч, ожиданий, игр, радости);

- школа, классная комната должны иметь свое «лицо», свою индивидуальность;

- значима достоверность и художественная убедительность ат­рибутов и аксессуаров, аккуратность их исполнения, тщательность оформления деталей.

Механизмом реализации данных условий выступают традиции. Традиция — форма и установление жизни, идеи, ценности, нормы по­ведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение дли­тельного времени и передаваемые от одного поколения ее членов по­следующим. Традиции во многом определяют формирование ми­ровоззрения, организуют жизнь человека в предметной, природ­ной, социальной, знаковой реалиях. Они существуют как мини­мум в двух плоскостях: внутренней (ценностно-нормативной, зна-ково-символической и т.п.) и внешней (ритуально-обрядовой, предметной и т.п.).

Отечественный философ П.Сорокин писал: «Люди, постав­ленные в необходимость жить совместно, волей-неволей должны выработать какой-либо порядок сосуществования. Никакая про­должительная совместная жизнь их невозможна, если их отноше­ния сегодня будут одни, завтра — другие, если каждый из людей не будет знать, что он должен делать, как должен относиться к другим людям, на что он имеет право и что он обязан делать...»

Повторяющиеся взаимоотношения становятся привычными, а привычные поступки становятся с течением времени традициями и обычаями, соблюдение которых постепенно становится прави­лом. Стандартизация социального поведения и действия, с одной стороны, ограничивает возможности свободного проявления лич­ности, с другой — обеспечивает прогнозируемость, устойчивость, типизацию поведения и деятельности. Стандартизированное, ти­пичное социальное поведение и действие человек начинает при­знавать в качестве нормального и правильного.

Школа как воспитательная организация является частью тра­диции и носителем традиций. Кроме того, в силу внутренней органи­зации она формирует свои традиции, которые находят выражение в прямых и косвенных формах.

Прямые формы:

- краткие девизы, в том числе как самый убедительный и крат­
кий вариант формулировки «миссии» школы (например, в совре­
менной американской школе Лассаля каждого входящего встре­
чает лозунг «Ты — ценность!»; в школе Марии Монтессори тра­
диционными стали плакаты с надписью: «Помоги мне это сделать
самому»). Форму девиза или лозунга могут приобретать разрабо­
танные сообществом законы (например, законы коммунарских
сборов школы В.А.Караковского: «Живи для улыбки товарища»;

«Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай»; «Лучше труд­но, чем нудно»; «Правда, но без громких фраз, красота, но без прикрас, и добро не напоказ — вот что дорого для нас!»);

- развернутые документы школы (заповеди, летописи, кодек­
сы), которые могут реализовываться наглядно в буклетах, памят­
ках, книгах о школе, ее истории.

Отечественный исследователь Н. П. Садкович предлагает следующие рекомендации по организации музея истории школы:

- начинать необходимо с создания таблицы предварительных фак­тов, среди которых: а) даты появления школы (или всех школ, ее соста­вивших после объединения, если школа сборная), а также даты реорга­низаций, переездов, переименований и т.п.; б) адрес школы и фото здания; в) значимые для школы события (основная проблема — выде­лить значимые события из будничного перечня вех школьной жизни); г) персоны, сыгравшие в истории школы значимую роль (количество упомянутых лиц не может быть более сотни). Необходимо соотнести ис­торию школы с другими сопряженными историями (всемирная исто­рия; история государств или народов; история населенного пункта; ис­тория предприятий и организаций, сыгравших определенную роль в ис­тории школы; история отдельных семей и генеалогия; отдельные био­графии. Каждый факт размещается на своей карточке: дата и краткое описание без пояснений;

- подборка документов, необходимых для создания истории школы, в том числе: а) школьная учебная документация за период существова­ния школы; б) распорядительная документация самой школы, а также руководящих для школы органов; в) книжные, журнальные и иные пуб­ликации, а также воспоминания педагогов и выпускников школы; г) книжные, журнальные, газетные и иные публикации; д) устные вос­поминания педагогов и выпускников школы;

- план текста истории школы основывается на хронологическом на­боре фактов. Дополнительно в план вносятся фрагменты о знаменитых или любимых педагогах, выпускниках или иных значимых для школы личностях. Целесообразно отразить процессы, у которых нет начала или конца, но они были характерны и занимали существенное место в жиз­ни школы.

Образование в рамках детского музея общедоступно, вариативно, присвоение знаний происходит в свободной форме, самостоятельно:

- деятельность музея ориентирована на конкретную социальную группу детей, подростков и взрослых (адресность);

- создаются условия для проявления активности детей. Принцип ин­терактивности предполагает приобретение опыта личного соприкосно­вения с реальностью истории и культуры через предметный мир;

- основой музейно-педагогической деятельности выступает диалог.

Музей должен привлекать внимание. Пространство музея выстраива­ется с учетом «естественного зонирования», т.е. выделения функцио­нальных зон: творческой, зоны игры и адаптации, экспозиционной зоны, зоны отдыха (зеленый и/или живой уголок). Кроме традиционных фон­дов детский музей должен иметь интерактивный и игровой. Интерактив-





ный состоит из музейных материалов, знакомство с которыми происхо­дит в процессе непосредственного манипулирования с ними (подлин­ные объекты, технические устройства и механизмы с движущимися ча­стями; копии, новоделы; специально сконструированные дидактичес­кие, демонстрационные макеты, тренажеры и т.п., моделирующие или имитирующие объекты, процессы и явления реальной жизни). Игровой фонд моделирует не сами объекты окружающего мира, а формы обще­ственных отношений, опосредованные (или обозначаемые) соответству­ющими предметами.

Если музей не является узкопрофильным (например, боевой славы или интернациональной дружбы), то может использоваться разнообраз­ная классификация коллекционного материала: профильно-тематичес­кая (естественно-научные коллекции; бытовые вещи; коллекции игр и игрушек; произведения изобразительного искусства; книги, семейные письма и т. п.) и тематическая («Мой город», «Моя семья», «Моя буду­щая профессия» и т.п.).

Программа работы музея может и должна включать различные мето­ды и формы. При этом рекомендуется обратить внимание на следующие общие черты:

- основное внимание должно уделяться интерактивным выставкам;

- к работе необходимо привлекать учителей, детей, родителей;

- основа любых проектов — создаваемые в музее выставка или экспо­зиция, вокруг которых разворачивается разнообразная деятельность. Од­новременно могут существовать несколько разнопрофильных образова­тельных проектов, каждый из которых реализуется на основе стационар­ной экспозиции или временных выставок;

- на материалах одной и той же экспозиции могут опробоваться сце­нарии работы с детьми различных возрастов и уровней развития, или каждый проект адаптируется для определенной возрастной группы по­сетителей;

- мобильность, трансформируемое^ («быстрое реагирование») экс­позиции на основе специальных диагностических процедур.

Педагоги Н. Макарова, Т. Чичканова дают описание возможных стра­тегий работы музея:

традиционная стратегия — используются традиционные методы ра­боты (беседа, экскурсия, рассказ, музейные праздники, интерактивные элементы экспозиции, организация работы по путеводителю и т. п.). Учеб­ная деятельность разнообразна: от узнавания о существовании каких-то предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. Используя возможности музея, педагоги побуждают детей самим искать ответы на вопросы, наблюдать и устанавливать связи между предметами и явлениями, решать проблемы, определять свои предпочтения. Одна из продуктивных методик — вопросы, заставляющие детей более присталь­но взглянуть на предмет — «сократовский способ» интерпретации экс­понатов;

исследовательская стратегия — предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, ее проверку и поиск фактов, ее подтверждающих. Дети активно осваивают материал, взаимодействуют с предметной сре­дой музея и друг с другом;

сенсорная стратегия — организация прямого опыта общения с пред­метами, когда главными становятся не сами предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации детей в процессе активного ос­воения музейного пространства. Практически все предметы в музее долж­ны быть доступны детям. Физические и эмоциональные ощущения от общения с предметом (его фактура, вес, запах, специфические черты, ценностный смысл, переживания по их поводу и т.п.) больше, чем сло­ва, дают представление об особенностях материалов, сходстве или раз­личии, способах освоения;

персонифицирующая стратегия — предполагает широкое использова­ние документальных источников (свидетельства о рождении, письма, дневники, старые семейные фотографии и т.п.), обращение к индиви­дуальной истории, событиям и фактам, оказавшим влияние на других людей;

деятельностная стратегия — использование ролевых игр и других форм креативной деятельности («строительство» города, «изготовление» бу­маги и т. п.).

Музей школы можно отнести и к косвенным формам представления и трансляции традиций. Основная функция такого музея — образова­тельная. Все направления деятельности (формирование и организация коллекций, создание экспозиций и приемы экспонирования, проведе­ние исследований, методы и формы работы с аудиторией, задания и т. п.) рассматриваются как элементы его образовательной политики («прин­цип концентрации вокруг ребенка всех элементов детских музеев в обра­зовательных целях»).

Косвенные формы (многочисленнее, тоньше по замыс­лу, сильнее по общему эффекту воздействия):

- «символы», к которым относятся вывешенные на стенах школы рисунки детей, «талисман» (например, в школе Дж. Шейн инте­ресным и своеобразным символом стал большой плюшевый миш­ка, Теодор Справедливый, имя и легенду которому придумала директор) и т.п.;

- ритуалы и церемонии, свойственные данной школе (напри­мер, утреннее приветствие директором школы всех учащихся и педагогов в школах В. А. Сухомлинского, Дж. Магерген); обязатель­ное нахождение директора в коридорах школы во время перемен (Дж. Магерген); встречи «тайного клуба» в составе директора и нуждающихся в его совете учащихся (школа М. Росса); форма на­чала общих собраний у А. С. Макаренко; ритуал прощания с вы­пускниками у В.А.Караковского и др.);

- «герои» школы (портреты педагогов и учащихся или, напри­мер, как в Павлышской школе В. А. Сухомлинского, портреты матерей выдающихся деятелей истории и современности, что под­черкивало роль и значение матери как основополагающей ценно­сти для человека).

Традиционным становится и набор правил поведения, регули­рующих внешние проявления человеческих отношений (этикет).





Он понимается не просто как стандарт поведения, а как ритуали зированная форма общения. Объектами «ритуализации» выступа ют отношения в рамках взаимодействия учитель—ученик, отн шение к делу, отношение к коллегам и школе как к месту рабо ты, жизни.

Дети являются не пассивными, а активными потребител предлагаемых внешних условий. Приходя в помещение класс-первоклассник стремится понять, что ждет его здесь, как буд строиться его школьная жизнь. Стройный порядок одинаков стульев и парт, обращенных к доске, сообщает ему о необходи мости быть таким же, как все, соблюдать дисциплину, не раз! варивать впустую с другими детьми и внимательно слушать учит ля. Висящие на стенах учебные пособия, стенды и планшеты оформленные заботливыми руками учителя, закрытые дверца полки и стеллажи с дидактическими пособиями и материалами все это дает ребенку основание ощущать себя гостем в «царстве учителя. Д.Дьюи отмечал: «Если представим перед своим мыслен ным взором обычную школьную комнату с рядами уродливых па: и если добавить к этому стол для учителя, голые стены... то сможем реконструировать лишь одну образовательную работ которая может идти в подобном месте. Здесь все приспособле для слушания, здесь все указывает на зависимость одного ума другого». Внутренний мир личности есть своеобразное отражен того жизненного пространства, в котором происходит ее стано" ление.

Однако маленький ребенок приходит в класс не только тем, чтобы учиться и слушать, усваивать новые знания и умен Он ждет в этом классе живой и серьезной жизни — хочет де литься с другими своими мыслями и переживаниями, соверша открытия и активно влиять на то, что и как он изучает. Перв классник испытывает естественную потребность в безопасное и комфорте, в уважении к своим индивидуальным особенн стям и интересам, в общественном признании успехов и дос жений.

Структурная организация помещения класса, используемые* работе с детьми материалы и оборудование являются не пр< случайным набором различных предметов, но хорошо сплани ванным и продуманным средством достижения определенных разовательных целей. Планировка и оборудование, по мнею отечественных исследователей, должны соответствовать трем нейшим принципам: безопасности и личного комфорта для дого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств материалов; изменчивости развивающей среды.

Так, у первоклассника должно рождаться ощущение и увере ность в том, что «это место для меня». Здесь ребенок чувств-себя в безопасности, ему удобно и приятно работать, он яс

понимает и разделяет те требования, которые к нему предъявля­ются. Чтобы приспособить помещение класса не только для «уче­бы», но и для жизни ученика начальной школы, нужно:

- обеспечить необходимые условия освещения и вентиляции; столы и стулья, а также полки и шкафы с материалами для детей должны соответствовать росту малышей. Хорошо, если в классе есть большая емкость с кипяченой водой для питья, а также рако­вина и мыло, чтобы можно было помыть руки;

- учитывая стремление многих детей приносить с собой в шко­лу личные вещи, в классе можно предусмотреть для каждого ре­бенка отдельную полочку или ящик, где могли бы храниться его полотенце, стаканчик для питьевой воды и т. п. Тем самым мы не только отвечаем потребности каждого ребенка в «личном про­странстве», но и стимулируем детей соблюдать правила личной гигиены;

- для обеспечения потребностей детей в игре целесообразно отвести в помещении класса небольшое пространство и застелить его паласом. Здесь же можно оборудовать небольшой стеллаж или просто поставить картонную коробку с различными играми и любимыми игрушками. Такой игровой уголок хорошо помогает детям отдохнуть и расслабиться на перемене. Как правило, он отвлекает определенную их часть от того, чтобы просто бегать «сломя голову» по коридору. Но нельзя забывать, что потреб­ность в активном движении свойственна младшим школьникам и не стоит принуждать детей проводить перемену именно в игровом уголке;

- дети чувствуют себя в классе уверенно и спокойно, если хо­рошо знают, где находятся и как применяются те или иные посо­бия и материалы. Для этого можно использовать открытые полки и шкафы;

- планировка класса должна иметь четкую структуру и понят­ную детям организацию. Для этого надо сгруппировать предметы по темам или назначению и хранить их на полках в определенном порядке и с соответствующей маркировкой. Все это приучает де­тей к порядку, стимулирует их к овладению навыками чтения и классификации. По мере реализации учебных программ часть по­собий и материалов может меняться, а значит, будут изменяться и их расположение и маркировка. Важно, чтобы дети всегда были в курсе таких перемен. Это позволит им чувствовать себя уверенно в динамичной среде.

Учащиеся не просто пребывают в классе, они в нем растут и изменяются, у них появляются иные интересы, развиваются но­вые возможности. Они все больше начинают нуждаться в специ­ально обозначенных зонах активности (спортивные площадки, Уголки с тренажерами, помещения для репетиций и т.п.), зонах отдыха с обязательным условием ненаблюдаемости.





При наличии достаточного количества помещений в школе ребенок должен в ней хорошо ориентироваться. Это особенно важно для первоклассников и новичков. Одновременно можно исполь­зовать символический механизм социализации — прикрепить к дверям классов не только таблички с номерами, но и символы классов, сделать «читаемыми» коридоры и лестницы.

Обязательным элементом быта должно стать самообслужива­ние как систематическая работа членов организации по поддер­жанию и улучшению условий жизни, которое, как правило, вклю­чает:

- поддержание в чистоте и порядке помещений, уход за обору­дованием и инвентарем;

- посильный ремонт помещений, оборудования, инвентаря;

- участие в организации приема пищи и уборке посуды;

- изготовление наглядных пособий, спортивного и иного ин­вентаря, оформление помещений, реквизита для проводимых мероприятий.

Проблема современной школы заключается в наличии нега­тивного стереотипа: физический труд учащихся в школе — это в основном малосодержательная примитивная деятельность по об­служиванию, они относятся к ней отрицательно, часто с отвра­щением. «Решением» проблемы стала практика привлечения спе­циального технического персонала для ежедневной уборки класс­ных помещений, но это лишь закрепляет отрицательное отноше­ние к труду по самообслуживанию.

Порядок в классе — забота самих детей. Хорошо, когда они приучены следить за ним и обеспечивать его самостоятельно и с удовольствием, — если они научились принимать на себя опреде­ленную долю ответственности за то, как выглядит их класс. Педа­гог, учитывая возраст и потребности детей, должен помочь им научиться этим важным вещам. Для этого можно обсудить и со­ставить вместе с детьми «График дежурства по классу», представ­ляющий набор необходимых обязанностей. При этом важно убе­диться, что школьники ясно понимают свои обязанности и кри­терии оценки их выполнения.

Особую роль играет внешний вид учителя и учащихся. Психо­логи, комментируя пословицу «по одежке встречают», подчерки­вают, что определенное впечатление друг о друге рождается в те­чение первых пяти секунд знакомства.

Внешний вид учителя необходимо воспринимать как существен­ную часть подготовки к общению с детьми. Американский педагог Дж. Маллой в исследовании «Одежда преподавателя и ее воздей­ствие на учеников» пришел к выводу, что один и тот же костюм подходит для одного учителя и совершенно не годится для друго­го. Например, преподавательницы 40—50 лет, которые выбирают мягкие, женственные фасоны одежды, производят на учеников

впечатление авторитетных мам, что вполне приемлемо для ус­пешной работы. Но такой же костюм на молоденькой учительни­це произведет скорее неблагоприятное впечатление.

Школьная форма учащихся — дискуссионная тема современ­ной педагогики. Выводы и противников, и поборников школьной формы заслуживают внимания. Очевидно, что введение формы и символики для учеников может иметь позитивный смысл, явля­ясь фактором, формирующим чувство гордости за свою школу и одновременно средством отличия от других. При решении этого вопроса необходимо учитывать мнение педагогов, родителей, са­мих школьников. При положительном решении возможно прове­дение общешкольного конкурса на лучшую модель формы, луч­шую символику школы. Аналогичная деятельность может стать интересным и полезным делом для конкретного класса.

Школьная общность вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии «должного» поведения. При этом каждый член сообщества сам выбирает «золотую середину», которая определяется требованиями общества, школьного сооб­щества и собственными критериями возможного.

Так, первоклассники приходят в школу со своими привычка­ми и представлениями, которые часто существенно отличаются от норм и правил, принятых в школе. Например, там нужно стоя приветствовать вошедшего учителя, поднимать руку, если хочешь что-то сказать, и дожидаться, пока тебя спросят. Маленькому ре­бенку трудно сразу усвоить их все, поэтому важно постепенно вводить эти правила в жизнь детей, вместе с ними обсуждать и работать над их соблюдением.

Очень важно как для первоклассников, так и для новичков их индивидуальное представление в классе, чтобы они могли поведать другим о своих интересах, достижениях, идеалах и замыслах, своей семье и друзьях. Средства для этого могут быть самыми разными.

Это может быть составление книг и альбомов о себе (рисунки, фото­графии, описание своих интересов, увлечений, фантазий и мечтаний). Книгу (альбом) можно дописывать, открывать в ней «гостевые страни­цы» (превращая ее тем самым в столь любимые детьми личные дневнич­ки). Лучше хранить эти книги в классе, чтобы дети, читая их, могли лучше узнать друг друга. Можно время от времени составлять подборки сведений, содержащихся в книгах, по тем или иным разделам, напри­мер «Что мы любим» или «Что мы не любим».

В книге могут быть заданы некоторые разделы, например:

«Кто я?» (как меня зовут, где и когда я родился, как зовут моих роди­телей, каким я был — подборка фотографий, какой я сейчас: рост, вес, цвет глаз и т.п.);

«Моя семья и мой дом» (мой адрес, планировка моей комнаты, мои родители — фотографии и описания, кто еще живет в нашем доме: ба­бушки, дедушки, сестры, братья, мои питомцы и т.п.);



ПО



От меня»); зона 3 — «диагональная стратегия» (преобладающая позиция «все - student2.ru «Я могу» (перечислить, все что умеешь делать, можно приложить фо­тографии или некоторые результаты своего труда);

«Какой я?» (что я люблю делать после школы и в выходные дни, что меня огорчает и что радует, что мне в себе нравится, а что не нравится, кем я хочу стать, когда вырасту, и т.п.);

«Что я люблю и что не люблю» (книга, еда, цвет, место на Земле, время года, дело и т.п.);

«Мои друзья» (как их зовут и их описания, где и с кем они живут, фотографии, чем мы любим заниматься вместе и т.п.).

Успехи и достижения должны стать общим достоянием класса (а может быть — и школы). Каждому ребенку хочется, чтобы его успехи были признаны окружающими, стали предметом внима­ния не только его самого, но и учителей, родителей, других детей. Для демонстрации достижений можно организовать в классе и в школе специальное место, где будут регулярно выставляться «до­стижения» детей (лучшие рисунки, доклады, поделки, сочи­нения и т.п.). Каждый ребенок сам может решать, какая из его работ достойна занять место на выставке. Помимо индивидуаль­ных работ могут быть выставлены и коллективные, семейные «д о-стижения».

Для младших школьников, младших подростков удачной фор­мой может стать работа над индивидуальной «цепочкой успехов». По предложению учителя, родителей, самих детей достижение ребенка может быть записано на узкой полоске бумаги, концы которой закрепляются так, чтобы получилось звено цепочки. Ин­дивидуальные цепочки должны быть на виду, к их увеличению регулярно можно возвращаться, организуя разговор о победах и планах на будущее. При этом рост достижений одного ребенка не должен стать средством «назидательного стимулирования» друго­го, не столь успешного.

Таким образом, будучи основой повседневности, быт школы должен быть устойчивым, достаточно информативным каналом передачи социального опыта.

Наши рекомендации