Форм поведения (как проявления отношений и мировоззрения)

Педагогика как гуманитарная область знания. Объект, предмет, функции.

Педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и по существу не отделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение людей овладевало культурно-историческими опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании.

Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Т.о. процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным.

Педагогический процесс –специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи и освоения культурно исторического опыта, необходимого человеку для самостоятельной жизни.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни. А также пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.

Т.о.педагогика– это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы , методы, и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Предметом современной педагогической науки выступают педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность, или реальность ( В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на людей влияние и способствует их воспитанию, обучению, образованию, развитию).

Функции педагогики

Теоретическая функция педагогики реализуется на трёх уровнях:

Описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

Диагностическом – выявление состояния педагогических явлении, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся.

Прогностическом – экспериментальные исследования педагогической деятельности и построения на их основе моделей преобразования этой деятельности.

Технологическая функция педагогики предлагает три уровня реализации:

Проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов;

Преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

Рефлексивный и корректировочный, предполагающие оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

Основные категории педагогики.

Основными категориями педагогики выступают:

Воспитание

Обучение

Образование

Развитие

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое социальное и духовное развитие. Человечество обеспечивает развитие через воспитание.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Выделяют воспитание в широком и узком смыслах. Воспитание в широком смысле – это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом. Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению, с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание в узком смысле рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, ее взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо воспитательной задачи.

Т.о. воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе развития у нее:

Определенных отношений

Мировоззрения

форм поведения (как проявления отношений и мировоззрения)

Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемых или обучаемого, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний , умений, навыков, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя 2 части: преподавание(деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача систем знаний, умений, навыков, опыта деятельности; и учение( деятельности обучаемого) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Образование понимается :

1) Как ценность развивающегося человека и общества. Средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

2) Процесс обучения и воспитания человека;

3) Результат процесса обучения;

4) Система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствие со стандартам, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов.

Наши рекомендации