Методы совместного обучения грамоте
В отличие от Н.А.Корфа, совершенно иную позицию по отношению к письму занял К.Д.Ушинский и сторонники его системы письма-чтения. В рамках своей историко-культурной концепции К.Д.Ушинский выдвигает на передний план в содержании обучения грамоте деятельность письма как определяющей деятельность чтения. Логика такого исторического подхода была простой и очевидной: чтобы что-то прочитать человек объективно должен был сначала написать слово, то есть письмо предшествовало чтению, и его законы лежат в основе чтения. Эта зависимость должна лежать и в основе обучения грамоте. Если ученик освоит законы обозначения звуков буквами в слове, он сможет сознательно освоить и его чтение. Таким образом, ведущая и определяющая роль в обучении должна отводиться не чтению, а письму, чтение является следствием письма. Безусловно, это был революционный шаг в теории методики обучения грамоте, развернувший методическую мысль, по существу, в противоположную сторону от чтения. Его результатом стало целое направление методик письма-чтения, которые отличались одним общим подходом к обучению - методом совместного обучения грамоте.
Наиболее последовательно метод совместного обучения удалось воплотить только К.Д.Ушинскому. В его методической системе совмещение чтения с письмом применялось по всем параметрам обучения. Даже чтение текстов на этапе обучения по «Первой книге после азбуки» зависело от предварительного звуко-буквенного разбора новых для учащихся слов, то есть понимание текста оказывается опосредованным действиями письма. Методист действительно реализовал формулу «письмо-чтение», в которой письмо полностью подчиняет себе деятельность чтения. С точки зрения внутрипредметного синтеза такой вариант совместного обучения грамоте строился на основе принципа подчинения и может квалифицироваться, например, по терминологии И.Паульсона, как «чистый способ письма-чтения».
Все следовавшие за К.Д.Ушинским методисты вносили те или иные изменения, пытаясь усовершенствовать метод совместного обучения. В содержание обучения включались уже с первых этапов печатные буквы, слог как единица чтения, различные способы обучения слиянию звуков и другие приемы или средства, демонстрирующие явное движение в сторону признания самоценности деятельности чтения. В результате такого признания метод совместного обучения начинает реализовываться на основе нового принципа координации письма и чтения, в соответствии с которым они оказывались в различных связях соподчинения. Так, в методической системе В.И.Водовозова письмо еще сохраняло свое доминирование по отношению к чтению, а у Н.Ф.Бунакова и его последователей наоборот – письмо следовало за чтением. Таким образом, в структуре метода совместного обучения грамоте выделились еще два его варианта: «письмо и чтение» и «чтение и письмо». Как мы знаем, в 80-х гг. ХIХ в. предлагался, например, Ф.Соколовым и смешанный вариант обучения. Необходимо отметить, что из современных букварей к направлению метода совместного обучения письму-чтению может быть отнесена система В.В.Репкина.
Общая картина деления методов совместного обучения приобретала следующий вид. (См. Рис. 1)