Практические занятия по геометрии 4 страница
8. Дан треугольник ABC. Через векторы = и = выразить условие того, что M – внутренняя точка треугольника ABC.
Задачи повышенной трудности
Пусть V и F – два подпространства трехмерного векторного пространства. Докажите, что: а) сумма V+F, то есть множество всех векторов, представимых в виде суммы вектора из V и вектора из F, является векторным подпространством, б) сумма размерностей подпространств V+F и V F равна сумме размерностей подпространств V и F.
Домашнее задание
1. Найти координаты вектора в базисе ( , ), если: а) (4,-2), (1,3), (2,-5); б) (5,2), (-1,3), (12,-5).
2. Дан параллелограмм ABCD. Через векторы = и = выразить условие того, что M - внутренняя точка параллелограмм ABCD.
3. Могут ли для тройки компланарных векторов , , не существовать такие числа и k, что = + k ?
4. Даны векторы (1,2,3), (2,-1,1), (3,1,-4) и (-1,8,7). Доказать, что: а) векторы , , линейно независимы, б) вектор принадлежит векторному подпространству, натянутому на векторы и .
Тема 1.6. Применение векторов к решению задач
школьного курса геометрии
Литература: [1], § 10, стр. 32-34.
Основные сведения
Векторная алгебра может быть весьма успешно использована при решении широкого класса содержательных геометрических (аффинных и метрических) задач. Аффинные задачи характеризуются тем, что все участвующие в них объекты и отношения определяются отношением отрезков, площадей, параллельностью. В метрических же задачах – длинами отрезков, величинами углов.
Как правило, векторное решение геометрической задачи позволяет автоматически, или после несложного анализа полученных формул и уравнений, сделать интересные обобщения доказываемых геометрических фактов.
Алгоритм применения векторов при решении геометрических задач состоит из следующих этапов:
1. Выясняем, является ли рассматриваемая задача аффинной или же метрической.
2. Если задача аффинная, то, как правило, выбираем произвольный базис или вводим в рассмотрение наименьшее количество векторов, через которые можно выразить все интересующие нас векторы. Если же задача метрическая, то выбираем ортонормированный базис.
3. Все, что дано в задаче, записываем с помощью векторов.
4. Все, что необходимо найти или доказать, записываем с помощью векторов.
5. С помощью алгебраических преобразований из того, что дано, получаем, что необходимо.
Из приведенного алгоритма видно, что если задачу можно перевести на язык векторов, то она решается с помощью векторов. И для успешного использования векторной алгебры к решению геометрических задач необходимо уметь переводить геометрические факты на язык векторов или на язык координат.
Ниже, в таблице, приведены часто встречающиеся примеры.
На языке геометрических фактов | На языке векторов | На языке координат векторов |
Прямые а и b параллельны. | Векторы и коллинеарны или =t (здесь и - направляющие векторы прямых а и b соответственно) | Координаты векторов и пропорциональны, т.е. . |
Точки А,В и С лежат на одной прямой. | Координаты векторов и пропорциональны, т.е. . | |
Точка С лежит между точками А и В. | , < < | Координаты векторов и пропорциональны, т.е. . |
Точки А и В симметричны относительно точки 0. | или | Соответствующие координаты векторов и равны. |
Угол между прямыми а и в: 1) прямой; 2) острый; 3) тупой; | 1) ; 2) ; 3) ; | 1) 2) 3) |
Задание:Для ускорения усвоения этого метода рекомендуем после решения каждой из рассматриваемых задач продумать, какая информация, чем была заменена в процессе работы, и продолжить заполнение таблицы.
Пример 1. Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке (центре тяжести треугольника) и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины.
Решение. Пусть медианы AD и BE пересекаются в точке О. Докажем, что третья медиана СМ тоже проходит через точку О. Из приведенной выше таблицы видно, что это все равно, что доказать коллинеарность векторов и . Эта задача аффинная.
Пусть = , = . Замечаем, что векторы и можно выразить через векторы и :
.
.
.
Так как , то , .
Аналогично, , поэтому:
, .
Найдем вектор . С одной стороны:
.
С другой стороны:
.
Значит, .
Так как векторы и линейно независимы, то отсюда:
Значит, , , .
Сравнив векторы и , заключаем: .
Следовательно, третья часть медианы СМ тоже проходит через точку О.
Пример 2. Доказать, что прямые, содержащие высоты треугольника пересекаются в одной точке.
Решение. Пусть высоты АD и ВН пересекаются в точке О. Обозначим , , .Тогда , , .
, то есть, . , т.е. .
Вычтя из первого подчеркнутого равенства второе, получим , т.е. или . Следовательно, . Значит, и третья высота треугольника проходит так же через точку О.
Задачи
1. С помощью векторов докажите следующие утверждения: а) если диагонали четырехугольника в точке пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник – параллелограмм; б) сумма квадратов длин диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов всех его сторон; в) диагонали ромба взаимно перпендикулярны; г) средняя линия треугольника параллельна основанию и длина ее равна половине длины основания.
2. Доказать, что в треугольнике ABC угол ABC прямой тогда и только тогда, когда AC2=AB2+BC2.
3. Доказать, что сумма квадратов длин диагоналей трапеции равна сумме квадратов длин ее непараллельных сторон, сложенной с удвоенным произведением длин оснований.
4. В кубе найти величину угла: а) между диагональю и скрещивающейся с ней диагональю грани; б) между скрещивающимися диагоналями соседних граней; в) между диагональю куба и пересекающейся с ней диагональю грани.
5. Доказать, что сумма квадратов длин сторон четырехугольника равна сумме квадратов длин его диагоналей и учетверенного квадрата расстояния между серединами этих диагоналей (теорема Эйлера).
6. Доказать, что в правильном тетраэдре противоположные ребра взаимно перпендикулярны.
7. Доказать, что в четырехугольнике ABCD имеет место равенство: , где M, N –соответственно середины сторон AD и BC. Пользуясь этим равенством, докажите, что средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их половине.