ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Ориентация на деидеологизацию школы существовала с начала реформ в системе образования в 90-х годах 20 века
ВВЕДЕНИЕ
Ориентация на деидеологизацию школы существовала с начала реформ в системе образования в 90-х годах 20 века. Лозунгом этого являлась гуманизация и демократизация образования. Причиной этого стало резкое снижение внимания к различным процессам воспитания. Начала проявляться гиперболизация идеологии индивидуально-личностного подхода в обучении, удовлетворение интересов и запросов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, таких как патриотическое чувство.
Свойственной чертой духовной жизни нынешней России считается неимение идеологической общности практически у всех жителей державы. Разнообразие идей внешне считается выражением демократии, а по существу - отблеском глубочайшего внутреннего упадка, мешающего российскому населению выкарабкаться из состояния сильного духовного кризиса.
В таком случае обусловлено обращение современных и здравомыслящих людей, настоящих граждан собственной державы, к патриотической мысли, не раз спасавшей Россию в самые трудные времена. Эта самая идея всегда считалась тем фундаментом, на котором во все времена группировались все слои российского общества.
Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного становления страны в дальнейшем. Данный процесс достаточно долгий по времени, непростой по содержанию и довольно разбалансированный исходя из убеждений методического воплощения. Уроки эстетического цикла всегда были и есть необходимыми в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств находится в зависимости от становления эмоциональной сферы учащихся.
Благоприятным фундаментом для развития патриотического чувства имеет возможность выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к истории, искусству, обычаям, культуре своей страны в целом и других государств мира в ходе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, как литература, музыка, история, изобразительное искусство. Информация, приобретенная вследствие эмоционально-чувственного переживания в процессе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, интересными историческими фактами, воспринимается человеком на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубочайшие внутренние, высоконравственные убеждения.
Цель работы - выявить понятие патриотического воспитания средствами музыки.
Объектом является патриотическое воспитание.
Предмет работы - музыкальное искусство как средство патриотического воспитания.
Исходя из предмета работы, необходимо решить следующие задачи:
· изучить теоретические основы патриотического воспитания
· через рассмотрение понятия патриотического воспитания и возможности искусства в воспитании чувства патриотизма.
· охарактеризовать использование музыки в воспитании через рекомендации по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей страны.
Довольно широко раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему Отечеству; к родным местам ("отцовской земле"), к своему языку, к главной культуре и традициям, к результатам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [1].
И.Ф. Харламов, исследуя термин «патриотизм», рассматривал его, как взаимосвязанную совокупность морельно-нравственных чувств и норм поведения, включающую любовь к Отчизне, деятельность на благо Родины, соблюдение и умножение трудовых обычаев и традиций, трепетное отношение к памятникам, которые связаны с нашей историей, и традициям родного государства т.д.[2]
Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь и преданность Отечеству, готовность к его обороне, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к различным проявлениям национализма и шовинизма.[3]
Я.А. Коменский отмечал, что одним из ключевых направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами большему числу людей. Он писал в "Великой дидактике": "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия" [4].
А.С. Макаренко утверждал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная [5].
Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания данного периода имеют работы В.Л. Сухомлинского, который считал, что среднее учебное заведение обязано воспитывать у молодежи стремление к служению своей Родине, к интенсивной трудовой и социальной деятельности. Определяя советский патриотизм как "благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству" [6].
В.А. Сухомлинский фиксировал, что одной из ключевых воспитательных задач среднего учебного заведения является подготовка учеников к несложному, будничному, ежедневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, при этом сама деятельность ребят, организуемая педагогом с представленной целью, дает движущую мощь в формировании личности растущего гражданина. В собственных работах В.А. Сухомлинский указывал и на сложности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не сталкиваемся с мерой, с помощью которой возможно было бы замерить эту "трудно постижимую ценность" - патриотизм. Приверженность к Родине становится силой духа только в том случае, если у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твое Отечество [7].
Недавно на замену воспитанию коллективизма пришла идеология воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание непочтительного отношения к родной истории, к своим соотечественникам. Это приводит к тому, что понятия "патриотизм", "патриот" приобретают негативный окраску. В.В. Путин в одном из интервью с сожалением говорил, что слово "патриотизм" часто используется в ироническом или даже ругательном смысле. В прочем для многих россиян это слово сохранило свое первоначальное, абсолютно позитивное значение. [8]
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Причинами частичной утраты патриотизма в российском обществе, а особенно среди молодежи, являются:
· большая часть населения, которая не имеет возможности, не может или даже не хочет работать, особенно заниматься производственным трудом" [9];
· резкое стремление финансового статуса молодежи, важная доля которой находятся на грани бедности и нищеты в силу упадка жизненного уровня, уменьшения затрат на питание, развлечения, образования и т.д. [10];
· ухудшение здоровья (как физического, так и психического), демографической ситуации в обществе, что, собственно, привело к деградации генофонда, снижение нравственного потенциала.[11]
Но, как отмечает А.В. Усова, "если мы хотим сохранить собственную страну, если мы желаем возродить прежнее величие своего Отечества, нам нужным коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию подрастающего поколения нашей страны".[12]Настоящий, духовный патриотизм подразумевает безвозмездное, беззаветное служение Отечеству[13].
Е.А. Ануфриев отмечал, что постоянное основательное обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием является необходимым условием воспитания патриота [14].
Становление патриотического воспитания базируется на перечне принципов. Вот некоторые из них:
· обусловленность содержания, форм и способов, средств патриотического воспитания, с персональными особенностями подрастающего поколения;
· объединения патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
· опора на положительное в личности учащегося и создание благоприятных психологических условий в процессе педагогического взаимодействия;
· координация взаимодействия среднего учебного заведения, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.
Цель этого процесса определяется как воспитание патриота, любящего собственную Родину, преданного Отечеству, готового стоять за его интересы и служить ему собственным трудом.
Задачи и содержание патриотического воспитания вытекают из структуры понятия "патриотизм", а оно имеет далеко не одинаковую трактовку в педагогической литературе. Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств личности.