Из письма Н. В. Гоголя М. С. Щепкину 4 страница

«летает!»— поднимите руки. Если спрошу о поросен­ке,— молчите и не поднимайте руки. То, что поросенок может лететь с мостков в воду —не считается.

— Орел летает?

— Воробей летает?

— Божья коровка летает?

— Змея летает?

Упражнение 4

ПЕРЕХОДЫ

Потренируем навыки рабочей собранности.

— Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Те­перь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним — потемнее, а крайним слева был бы самый черный.

Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, мол­ча, каждый ученик ориентируется, куда он должен пе­рейти, и по хлопку педагога все одновременно меняют­ся местами.

— Пересядьте по алфавиту фамилий!

— По алфавиту имен!

— По росту!

Бесшумно! Четко! Легко! Без лишних движений, только целесообразные!

Упражнение 5

ПЕРЕХОДЫ СО СТУЛОМ

Так же, как и в предыдущем упражнении, нужно ме­няться местами, но переходить вместе со своими стулья­ми. При переходе держать стул в условленном поло­жении-

перед собой сбоку, над головой.

Сначала — без ограничения времени. Потом по счету.

— Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет раз встаете и начинаете переход.Насчет десять садитесь на новое место.

— Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в ко­роткой паузе между картинами. Темнота, занавес от­крыт, зрители не должны слышать шума.

Упражнение 6

ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

Для какого-нибудь индивидуального упражнения ос­тавим одного ученика «на сцене». Остальным со своими стульями надо перейти в «зрительный зал», к столику педагога.

— А как это сделать организованно, бесшумно? Про­буйте!

В результате—полукруг разрывается пополам, две дуги становятся по обе стороны столика. Принцип соблюден—«я вижу всех, меня—все»

— То же самое на счет пять!

— На счет двадцать восемь!

Творческий полукруг на площадке и разорванный полукруг в «зале» перед творческой площадкой—два основных расположения стульев на уроке.

Упражнение «кольцо».

Нам понадобится в упражнениях еще одно располо­жение стульев—кольцо. Воспитывая навыки рабочего самочувствия, потренируем и эту перестановку.

Ученики сидят в полукруге. По счету (на десять или на пять) надо переместиться со стульями так, чтобы получилось самое широкое кольцо, какое возможно в аудитории.

— Точнее распределяйте свои движения по времени. Сесть нужно с последним счетом... А расстояния между стульями везде получились одинаковыми.

Обратно — в полукруг. Снова — в широкое кольцо.

— Внимание к соседу! Не мешайте ему, перестав­ляя свой стул! Следите за его движениями, действуйте одновременно с ним!

По счету (на десять или на пять) превратим боль­шое кольцо в малое — стул к стулу. Оттренируем и со­здание среднего кольца, промежуточного по величине между большим и малым.

Потренируем перемену расположения стульев в про­извольном порядке:

— Большое кольцо, на счет пять. Малое, на счет десять! Большое, на счет двадцать три! Среднее, на счет три!

Бесшумность, четкость, завершенность — постоян­ные требования

Упражнение 8

ФИГУРЫ ПЕРЕСТАНОВОК

Таким же образом происходит превращение полу­круга, по определенному счету, в различные фигуры треугольник,

прямоугольник,

овал,

квадрат,

восьмерку,

лесенку.

В каждом из таких превращений надо добиваться точного распределения движений по времени.

По счету (на десять, на пять) овал превращается в квадрат, квадрат — в треугольник и т. д.

Упражнение 9

ТРАМВАИ

Ученики—в полукруге.

— На счет десять превратите полукруг в два ряда стульев, поставьте их, как в старом трамвае, чтобы сесть лицом друг к другу. Начали!

— Запомните товарищей, сидящих напротив вас. За­помните и своих соседей. Теперь—внимание! Когда ус­лышите цифру семь, быстро поменяйтесь местами с ка­ким-нибудь из товарищей, сидящих напротив. Догово­ритесь сейчас, с кем будете меняться... Два! Три! Пять! Четыре! Пять! Шесть! Восемь! Семь!

— Все успели поменяться местами? Осмотритесь, запомните новых соседей. Назовем это размещением № 2. На счет три вернитесь на прежнее место. Раз! Два! Три!

— Пока я считаю от одного до двадцати, переходите, не спеша, к размещению № 2. Раз!.. Два!.. Три!.. Стоп. Вы уже на полдороге? Рано! Надо было гораздо медлен­нее идти Вернитесь обратно. Снова начнем.

— … Двадцать! Сели. На счет два вернитесь на прежнее место. Раз! Два! Три!

Упражнение 12

ХЛОПКИ

Ученики сидят в «среднем кольце». В заданном ритме они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки.

— Хоп!

По этой команде педагога хлопки должны отби­ваться в обратном направлении, против часовой стрел­ки. Главное—не сбиться с ритма в этот момент пере­хода. Команда «хоп!» должна застать ученика за мгно­вение до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сориентироваться,— кто из них должен сделать следующий хлопок.

Когда это освоено, упражнение усложняют,— учени­ки, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педа­гога, который постепенно меняет ритм и силу ударов Характер хлопков ученика должен точно соответство­вать заданному педагогом ритму и его постепенному изменению.

— Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы от­вечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.

- А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой удар, тем ти­ше должен быть ваш. Если я ухожу от спора — насту­пайте. Если же я наступаю—отступайте тихими уда­рами

Упражнение 13

ДВОЙНЫЕ ХЛОПКИ

Если в кольце более 15 учеников, упражнение с хлоп­ками можно усложнить.

Внутрь кольца ставят двух ведущих.

— Первый ведущий, отбивайте медленные, тяжелые хлопки—как удары большого колокола! Не спеша под­нимайте руки для хлопка. Удар! Пауза. Во время паузы ученик, отвечающий на удар, в том же ритме поднимает руки для ответного хлопка. Удар ученика. Пауза. Удар ведущего. Пауза. Ваши ответные удары должны идти по кольцу в направлении хода часовой стрелки. Значит, после удара одного из вас, после паузы, после удара ведущего,—хлопает ваш левый сосед. Начали!

— Ведущий, изменяйте постепенно общий ритм,— то замедляйте его, то возвращайтесь к исходному.

— Стоп! Теперь отрепетируем удары второго веду­щего. Бейте в ладоши быстро, часто и негромко. Отве­ты на удары ведущего должны идти по кольцу в на­правлении против хода часовой стрелки. Начали!

— Стоп! Одновременно работают оба ведущих, а вы отвечаете и одному, и другому. Начали!

После тренировки можно усложнить это упражне­ние дополнительными командами каждого ведущего («хоп!»), после которых меняется направление хода от­ветных хлопков,—те, что шли по часовой стрелке, идут теперь против часовой, справа налево, а те, что шли справа налево, идут слева направо.

Четкое выполнение такого упражнения—показатель хорошо оттренированного рабочего внимания, чувства партнера и сформировавшегося навыка произвольных переключений из одного ритма в другой.

Упражнение 14

Мячики

Нужно принести на урок несколько теннисных мя­чиков.

Ученики—в большом кольце.

— Вот вам один мячик. Перебрасывайте его, прислушиваясь к ритму.

Если нет метронома, можно отстукивать ритм уда­ром руки по столу. Сначала—медленный.

— Движения ваших рук должны соответствовать за­данному ритму. Удар!—вы кидаете мячик и медленно опускаете руки. Поймали мячик. Предчувствуя время удара, медленно поднимаете руки для броска. Удар! — кидаете мячик.

— Ритм постепенно убыстряется. Приспосабливайте к нему свои движения.

Ритм становится таким частым, как тиканье ручных часиков.

— Кидайте мячик на каждый второй удар. Опус­кайте руки и поднимайте их для броска в том же ритме!

— А теперь—каждый удар это сигнал для движе­ния. Удар—кинули мячик. Удар—партнер поймал его.

Когда переброска одного мячика освоена, нужно подкинуть в кольцо еще один мячик, потом третий, чет­вертый. В кольце из двадцати учеников могут одновре­менно летать пять-шесть мячиков

Упражнение 15

МЯЧИКИ С ЧИСЛАМИ

Другое упражнение с мячиком:

— Кидая мячик, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мячик, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мячик, назвав новое число. За­прещается, когда кидаешь мячик, называть число, сле­дующее по порядку за тем, которым только что отклик­нулся.

— Семь!— кидает один.

— Восемь!— откликается другой, ловит мячик и ки­дает его снова.

— Пятнадцать!

— Шестнадцать!— откликается третий. Это не сразу удается. Когда два числа произносятся одно за другим в быстром ритме, третье число так и норовит соскочить с языка — следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность.

— Постепенно варьируйте ритмы кидания, приспо­сабливайте к изменяющимся ритмам и движения рук, кидающих и ловящих мячик. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число—сразу же, пока мячик летит в воздухе.

Упражнение 16

МЯЧИКИ СО СЛОВАМИ

Ученики перебрасываются двумя мячиками, бельм и черным. Оба они летают в кругу, подчиняясь задан­ным ритмам.

Ученик, кидающий черный мячик, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ло­вит мячик, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:

— Облако... плывет!.. Костер... разгорается!..

Это простое на первый взгляд упражнение выпол­няется без труда лишь в сравнительно медленном рит­ме. Только хорошо оттренированное рабочее рассредоточенное внимание позволит мобилизовать механизмы переключения, и тогда можно будет вести упражнение в более быстром ритме.

Упражнение 17

ЗЕМЛЯ И ВОЗДУХ

Есть известный вариант предыдущего упражнения. Белый мячик обозначает «воздух», поэтому ученик, ко­торый ловит белый мячик, должен назвать какую-ни­будь птицу, летающее насекомое и т. п. Черный мя­чик—«земля», на него нужно отозваться наименова­нием какого-нибудь наземного животного.

Можно прибавить еще и третий мячик, «воду», и называть какую-нибудь рыбу. Этот мячик должен быть другого цвета—голубым, например.

Временные связи в сознании (черное—земля, бе­лое—воздух, голубое—вода) образуются быстро, но только хорошо тренированное рассредоточенное внима­ние позволит ученику мгновенно ориентироваться, дей­ствуя с тремя мячиками.

Если нет разноцветных мячиков, можно работать и с одноцветными, называя их при кидании «воздухом», «землей» и «водой».

Можно, наконец, обойтись всего одним мячиком, ки­дая его то как «землю», то как «воздух».

Нужно только иметь в виду, что основная цель уп­ражнения—формирование навыка быстрого переклю­чения при взаимосвязи с партнером, поэтому быстрота возникновения ассоциаций в этом упражнении важнее, чем изобретательность, изощренность фантазии.

Упражнение 18

ПЕСНЯ

— Все знают песню «Подмосковные вечера»? Споем эту песню хором. По первому хлопку начинайте петь, по второму хлопку продолжайте петь мысленно, про себя, а по третьему хлопку — снова вслух.

Так проверяется и тренируется способность держать общий ритм своим внутренним слухом. После несколь­ких повторений упражнение видоизменяется:

— После второго хлопка, когда вы перейдете на мысленное пение, я стану дирижировать вами,—на кого укажу, тот должен петь вслух, пока я не отведу от него руки и не переведу ее на другого ученика.

Выделяя таким образом отдельные голоса, требую­щие проверки, педагог затем начинает варьировать хлопки и дирижирование.

Упражнение 19

ДЕРЖИ СВОЮ МЕЛОДИЮ!

Похожее на предыдущее, это упражнение преследует другие цели. Оно тренирует своеобразный иммунитет против общего ритма. Актер на сцене часто, заражается общим ритмом действия, в то время как ему надо было бы нести свой собственный ритм.

— По одному хлопку каждый из вас начинает мыс­ленно петь свою песню. Какую — мы пока не знаем, у каждого будет своя. По двум хлопкам—все поют вслух. Будьте внимательны. Чтобы ритм песни соседа не мешал вашему, не сбивал вас. Запомните, один хло­пок—про себя, два хлопка—вслух.

Тренируя рабочее сосредоточенное внимание учени­ков и навыки произвольного переключения, педагог ве­дет это упражнение, иногда усложняя его двумя одно­родными хлопками подряд, по одному или по два удара.

— Внимание! Вы должны мгновенно ориентиро­ваться, что делать,— продолжать ли петь про себя или переходить на пение вслух.

Упражнение 20

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИИ

Навыки координации движений создаются специальными упражнениями на уроках сценического движения. Ограничимся здесь одним несложным примером.

Педагог определяет порядок движений учеников в то время, когда они поют какую-нибудь песню. Например.

1) быстро встать и, медленно обойдя свой стул, оста­новиться у его спинки—на три первые строчки песни;

2) остановившись—пропеть две следующие строчки,

3) перенести стул в условленное место, остановить­ся—на три строчки;

4) не двигаясь—пропеть строчку;

5) встать на стул и медленно выпрямиться — на одну строчку;

6) быстро спрыгнуть—в паузе между строчками;

7) стоя—пропеть две строчки;

8) быстро перенести стул на прежнее место — на начале строчки;

9) медленно обойти стул кругом и сесть—на четыре строчки.

По сигналу начинается песня и, не нарушая ритма, ученики проделывают заданные движения, сначала тре­нируя отдельно каждый пункт, потом—с начала песни, не прерывая ее.

Упражнение 21

ПИШУЩАЯ МАШИНКА

Ученики в полукруге. Слева направо они рассчиты­ваются по алфавиту:

- А, Б, В, Г, Д...

Если учеников в полукруге—не 32, а меньше (чаще всего так и бывает), они повторно рассчитываются до тех пор, пока не дойдут до конца алфавита. Так что за каждым учеником закрепляется по нескольку букв.

Педагог задает какую-нибудь фразу или строчку сти­хотворения, и она «печатается на пишущей машинке». Педагог хлопает в ладоши («нажимает на клавишу буквы»), ученик отхлопывает свою букву, очередную в слове («бьет буквой по бумаге»). Паузу отхлопы­вают все.

Допустим, задана строчка: «люби искусство в себе, а не себя в искусстве». Порядок упражнения будет следующий:

1) хлопок педагога—клавиша буквы Л,

2) хлопок одного из учеников — буква Л,

3) хлопок педагога—клавиша буквы Ю,

4) хлопок ученика — букваЮ,

5) хлопок педагога — клавиша буквы Б,

6) хлопок ученика—буква Б,

7) хлопок педагога—клавиша буквы И,

8) хлопок ученика — буква И,

9) хлопок педагога—«каретка—пауза»,

10) одновременно хлопок всех учеников—пауза,

11) хлопок педагога—клавиша буквы И... и т. д.

Когда упражнение в таком виде освоено, педагог усложняет его—задает сразу не одну строчку, а не­сколько и изменяет ритм, «нажимая на клавиши», то ускоряя его, то замедляя.

Это упражнение имеет смысл, если оно тренирует активную взаимосвязь с партнером (которым в данном случае является педагог). Поскольку это так, ученикам нужно следить только за педагогом, ошибки товарищей не должны их сбивать. Каждая буква ждет только на­жатия своей клавиши. Пусть сосед пропустил свою букву или получилась «опечатка»,— важно вовремя отозваться ударом на нажатие своей клавиши. Следя за всем текстом, не обращая внимания на «опечатки» (а это самое трудное—не обращать на них внимания).

ученик ждет свою букву и печатает ее.

Нужно заметить кстати, что тексты, «отпечатанные» на такой машинке, как показывает практика, прочно и надолго сохраняются в памяти учеников после упраж­нения, поэтому стоит обратить особое внимание на со­держание того, что именно мы «отпечатываем» в их памяти.

Упражнение 22

ДВА ШРИФТА

Более усложненный вариант «пишущей машинки» тренирует не только сосредоточенную взаимосвязь с партнером, но и механизм переключения с одного объекта на другой. Кроме одной порции букв, получен­ной от расчета по алфавиту слева направо, у каждого ученика есть и вторая порция, полученная от расчета справа налево. Значит, сразу «работают» два алфавита, два шрифта. Назовем один из них прописным, а вто­рой — курсивом. При обычной группе в десять-пятна­дцать человек ученик получает, например:

в первой порции — прописные буквы К и Ц из пер­вого алфавита,

во второй порции — курсивные буквы В, П, Э из вто­рого алфавита.

Сперва нужно закрепить в памяти обе порции:

— Вспомните свои прописные буквы. Курсивные... Еще раз — прописные... Курсивные...

Затем педагог задает строфу стихотворения и про­сит запомнить ее, образно представив себе описываемую картину.

В момент перед самым первым своим хлопком педа­гог объявляет:

— Прописными? (или—курсивом!)

В процессе печатанья, не прерывая заданного ритма, педагог меняет задание перед началом любого слова или строчки:

— Курсивом! (или—прописными!) Можно и заранее распределить:

— Первую строчку будем печатать курсивом, вто­рую и третью—прописными, четвертую—курсивом.

Оба упражнения могут выполняться и без «нажатия клавиш»—буквы печатаются учениками одна за дру­гой, без хлопков педагога.

Упражнение 23

Наши рекомендации