Методика выявления мыслительных операций
Протокол
Список пар слов-понятий | Сходства | Различия |
2. корова-лошадь | Едят траву Используются для изготовления пищи Животные | Разные размеры |
3.трамвай-автобус | Передвигаются по дорогам Являются транспортными средствами | Используют разное топливо |
4. озеро-река | Находятся в лесу Водоемы | Озеро - замкнутое, а река во что-то втекает |
5. река-птица | - | Река не живая, а птица живая |
6. дождь-снег | Состоят из воды | Снег холодный, а дождь нет |
7. поезд-самолет | Используются для передвижения | Поезд двигается по земле, а самолет по воздуху |
8. ось-оса | Похоже пишутся | Ось - часть механизма, оса - насекомое |
9. обман-ошибка | Являются словами | - |
10. яблоня-вишня | Растения | Яблоня – дерево, вишня – ягода |
11.ботинок-карандаш | Сделал человек | Сделаны из разных материалов |
12. мальчик- человек | Мальчик тоже является человеком | Мальчик не взрослый человек |
13. молоко-вода | Жидкости | Имеют разный вкус и цвет |
14. ветер-соль | - | - |
15. сани-телега | Используются для передвижения | На санях можно ездить зимой |
16. воробей-курица | Птицы | Воробей меньше и умеет летать |
17. дуб-береза | Растения | Дуб больше березы |
18. картина-портрет | Изображения | На портрете изображено лицо человека, на картине может быть что угодно |
Приложение 3
Методика изучения скорости протекания мыслительных процессов
Перо | Дерево | П-л-а | Э-о-ок | С-я-о-ть |
Гора | Замок | О-р-г | Конка | К-с-а-ник |
Поле | Камень | К-р-он | С-е-ло | У-и-е-ь |
К-са | Серый | Зерно | Крыса | А-е-ь-ин |
Т-ло | Повод | Весток | Т-а-а | С-а-ц-я |
Поля | Х-л-д | Сугроб | Крушка | Ч-р-и-а |
Вера | Песок | Ветка | С-а-ка | К-п-с-а |
Сила | К-э-л | П-д-ак | Т-у-а | Р-а-о-ть |
Душа | Зелень | П-р-а | С-а-а | С-е-о-а |
Река | Телега | Б-л-он | П-е-а | К-н-о-а |
Из 50 слов составлено 23 слов. Время 3 мин. 33 сек. На каждое слово было затрачено 0,23 сек. 3 мин 33 сек = 213 сек. (50/213=0,23 сек).
Приложение 4
Методика исследования логических закономерностей (Тест Липпмана)
1. 2, 3, 4, 5, 6, 7… 2. 6, 9, 12, 15, 18, 21… 3. 1, 2, 4, 8, 16, 32… 4. 4, 5, 8, 9, 12, 13… 5. 19, 16, 14, 11, 9, 6… 6. 29, 28, 26, 23, 19, 14… 7. 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5… 8. 1, 4, 9, 16, 25, 36. 9. 21, 18, 16, 15, 12, 10… 10. 3, 6, 8, 16, 18, 36… | 8,9 24,27 64, 128 16, 17 4, 1 8, 1 8, 10 49, 55 9, 8 38, 46 |
Время: 14 мин. 40 сек. Количество ошибок – 4.
Приложение 5
Диагностика учебной мотивации школьников
Первая серия – 2, 5, 6, 8, 12, 13, 14, 16, 21, 22
Вторая серия – 2,5,6,12,14,16,21
Третья серия – 2, 14, 16
Ученик выбрал 2, 5, 6, 12, 14, 16, 21 утверждения. Это те утверждения, которые совпадали в двух или трех сериях:
2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя
5.Хочу получать хорошие отметки
6.Хочу получать одобрение учителей и родителей
12.Не хочу получать плохие отметки
14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное
16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности
21.Хочу учится только на «4» и «5»
Это мотивы долга и ответственности, благополучия, избегания неудач, учебно-познавательные (содержание учения), учебно-познавательные (процесс учения), достижения успеха.
Вся остальная выборка мотивов случайна.
Приложение 6