Формы проведения технологической практики
Технологическая практика преимущественно проводится в правоохранительных органах и на базе юридических отделов предприятий и организаций.
Практику в органах внутренних дел и их подразделений, а также в прокуратуре студент проходит у следователей, дознавателей, прокурора и его помощников. Основное внимание он должен уделить работе следователя.
В ходе практики студент изучает находящиеся в производстве следователя уголовные дела; составляет план расследования по конкретному делу, планы производства отдельных следственных действий; присутствует при осмотре места происшествия, допросах подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших, на очных ставках, обысках, следственных экспериментах, при предъявлении для опознания, проверке показаний на месте и другие: знакомится с тактикой их производства; параллельно со следователем ведет протоколы этих действий; составляет проекты следственных документов; изучает практику применения конкретных преступлений: участвует в подготовке материалов для производства судебных экспертиз.
Студент должен ознакомиться с основными нормативными правовыми актами и документами, регламентирующими деятельность того или иного правоохранительного органа.
Студенту рекомендуется также ознакомиться с практикой участия защитника в деле (при задержании подозреваемого или применения к нему заключения под стражу).
Студент должен изучить формы взаимодействия органов следствия с органами дознания, ознакомиться с тем, как реализуются полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. По возможности студент присутствует при проверке прокурором соблюдения законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания.
Студент должен уметь подготавливать проекты процессуальных и иных документов, например, обвинительного заключения по изученному делу, по которому прокурор будет выступать в суде, а также составляет проекты кассационных протестов или представлений об опротестовании приговоров, определений, постановлений в порядке надзора по изученным по поручению прокурора уголовным делам, рассмотренным в суде.
При прохождении практики в суде студент знакомится с организацией работы суда; изучает подлежащие рассмотрению уголовные дела и докладывает судье свои соображения о полноте предварительного расследования и соблюдении при его производстве требований законодательства, о возможности назначения судебного заседания по уголовному делу. Изучив несколько уголовных дел, назначенных к слушанию в судебном заседании, студент подбирает нормативный материал, необходимый для разбирательства этих дел. Такие же действия касаются и участия студента в рассмотрении гражданских и дел об административных правонарушениях.
При рассмотрении дел студент ведет в судебном заседании параллельно с секретарем протокол судебного заседания и составляет проект приговора, решения, постановления или определения; знакомится с порядком обращения к исполнению приговоров, решений, вступивших в законную силу. В случае невозможности личного присутствия в судебном заседании студент изучает дело, рассмотренное на заседании, и составляет соответствующий проект приговора или решения, определения или постановления.
Практикант принимает участие в обобщении судебной практики и статистики или знакомится с ранее проведенным обобщением судебной практики и статистики.
При прохождении практики в юридическом отделе предприятия студент знакомится со структурой и основными направлениями работы предприятия, выполняет все поручения юридического характера, полученные от начальника подразделения места прохождения практики – руководителя от подразделения, участвует в подготовке юридических документов, касающихся деятельности предприятия. Студент может ознакомиться с работой отдела кадров организации, изучить принципы его деятельности, а также самостоятельно составить документы по кадрам.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ прохождения практики
По итогам прохождения технологической практики обучающийся должен приобрести практические навыки работы с сотрудниками правоохранительных органов и правовыми документами. Обучающийся приобретает знания о системе и структуре правоохранительных органов, о нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность того или иного правоохранительного органа, о принципах деятельности правоохранительных органах и о правах и обязанностях должностных лиц, являющихся сотрудниками этих правоохранительных органов.
В процессе прохождения практики студент должен уметь быть готовым принимает участие в работе по решению задач, стоящих перед правоохранительными органами, уметь грамотно знакомится с общими принципами организации и деятельности правоохранительных органов и их структурных подразделений, активно принимать участие в процессе принятия решений по правовым вопросам руководителями и сотрудниками подразделений правоохранительных органов, иметь общее представление о правовой основе и механизме правовой защиты государственных интересов, личных прав и свобод граждан в процессе правоохранительной деятельности государственных и негосударственных органов, а также их должностных лиц на примере деятельности организаций и учреждений, являющихся принимающей стороной в проведении технологической практики и уметь грамотно осуществлять сбор материалов для подготовки курсовых работ, научных публикаций и проведения иных исследований в рамках студенческой научно-исследовательской работы.
Технологическая практика выполняется в тесном учебном и социальном общении обучающихся между собой, преподавателями и руководителями от мест прохождения практики, что обеспечивает формирование их общекультурных и профессиональных компетенций:
Общекультурные компетенции:
Владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28):
Ø Обладает знаниями в области поиска необходимых идей;
Ø Понимает необходимость творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности;
Ø Использует творческий подход в построении образовательного процесса.
Владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29):
Ø Знает систему принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач;
Ø Умеет организовать свою педагогическую деятельность с использованием эвристических методов приемов;
Ø Решает поставленные задачи в ходе своей профессиональной деятельности с использование в новых, неожиданных направлениях.
Профессиональные компетенции:
Способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4):
Ø Знает основные нормативно-правовые акты;
Ø Понимает требования нормативно-правовых актов;
Ø Профессионально-педагогическую деятельность строит на строгом соответствии нормативно-правовым актам.
Профильно-специализированные компетенции:
Готовностью участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-37):
Ø Знает этапы нормотворческого процесса, основные нормативно-правовые акты в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
Ø Умеет формулировать правовые нормы, оформлять их в институты права
Ø Владеет навыками подготовки нормативно-правовых актов;
Готовностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПСК-38):
Ø Знает правовые нормы
Ø Умеет применять правовые нормы при осуществлении профессиональной деятельности
Ø Владеет навыками организации деятельности, основываясь на правовом мышлении;
Готовностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-39):
Ø Знает законодательство Российской Федерации
Ø Умеет предвидеть ситуации нарушения законодательства и юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Ø Владеет навыками убеждения в необходимости соблюдения законодательства;
Готовностью обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПСК-40):
Ø Знает основные составляющие законности и правопорядка
Ø Умеет реально оценивать ситуацию и видеть моменты, угрожающие личной безопасности и общественному порядку граждан
Ø Владеет способами обеспечения законности и правопорядка, личной безопасности граждан и общественного порядка;
Готовностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-41):
Ø Знает права и свободы человека и гражданина
Ø Умеет своими действиями создать ситуацию, когда соблюдаются права и свободы всех заинтересованных людей
Ø Владеет способами защиты прав и свобод человека и гражданина;
Готовностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПСК-42):
Ø Знает основные признаки и составы преступлений и иных правонарушений
Ø Умеет выявлять нарушения правовых норм
Ø Владеет способами и средствами для раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений, а также их пресечения;
Готовностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПСК-43):
Ø Знает основные условия и причины, которые могут способствовать совершению правонарушений
Ø Умеет выявлять условия и причины, способствующие совершению правонарушения
Ø Владеет методами предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
Способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПСК-44):
Ø Знает основные виды юридической и иной документации и правила их оформления и составления
Ø Умеет формулировать результаты своей профессиональной деятельности и составлять юридические и иные документы
Ø Владеет навыками оформления результатов свое деятельности в юридических и иных документах;
Способностью толковать различные правовые акты (ПСК-45):
Ø Знает основные нормативно-правовые акты и методы их толкования
Ø Умеет раскрывать содержание нормативно-правовых актов
Ø Владеет различными методами толкования нормативно-правых актов;
Способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-46):
Ø Знает правила составления юридических заключений и консультирования в конкретных видах юридической деятельности
Ø Умеет применять нормативно-правовые акты в конкретных видах юридической деятельности
Ø Владеет способами составления квалифицированных юридических заключений и методами консультирования в конкретных видах юридической деятельности.
Готовностью участвовать разработке нормативно-правовых и локальных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-47):
Ø Знает принципы и правила юридической техники в процессе применения нормативно-правовых и локальных актов организаций и учреждений;
Ø Умеет применять привила юридической техники в процессе применения нормативно-правовых и локальных актов организаций и учреждений и выявлять нарушения их применения другими лицами и должностными лицами.
По итогам прохождения технологической практики должен приобрести практические навыки работы в правоохранительных органах, а также навыки работы с правовыми документами.
Студент приобретает знания о системе правоохранительного органа и его деятельности, знания об основных нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность его деятельность, об основных принципах деятельности судов, о правах и обязанностях должностных лиц. Студент приобретает навыки профессиональной деятельности в правовой сфере, учась работать с правовыми документами, приобретает навыки коммуникативной деятельности в профессиональной сфере.
В процессе прохождения технологической практики студент должен научиться принимать участие в работе по решению задач, стоящих перед отдельными правоохранительными органами, причем, не только в сфере правосудия, понимать общие принципы организации и деятельности органов и их структурных подразделений, активно принимать участие в процессе принятия решений по правовым вопросам руководителями и сотрудниками подразделений органов, иметь общее представление о правовой основе и механизме правовой защиты государственных интересов, личных прав и свобод граждан в процессе правоохранительной деятельности, уметь грамотно осуществлять сбор материалов для подготовки курсовых работ, научных публикаций и проведения иных исследований в рамках студенческой научно-исследовательской работы.
Таким образом, технологическая практика подготовит студента к написанию выпускной квалификационной работы и к правовой работе в системе правоохранительных органов.
4. СТРУКТУРА технологической практики
Общая трудоемкость практики составляет 2,5 зачетных единицы,
90 часов в течение 2 недель.
4.1. Объем технологической практики
Таблица 1
Вид учебной работы | Очная форма обучения | Заочная форма обучения с полным сроком | Заочная форма обучения с сокращенным сроком |
Семестр | |||
Общая трудоемкость дисциплины | 2,5 (90) | Переаттестация 2 (72) | |
0,5 (18) | |||
Аудиторные занятия | - | - | - |
лекции | - | - | - |
практические занятия | - | - | - |
семинарские занятия | - | - | - |
лабораторные работы | - | - | - |
другие виды аудиторных занятий | - | - | - |
Самостоятельная работа | |||
изучение теоретического курса | - | - | - |
контрольная работа | - | - | - |
домашние задания | - | - | - |
подготовка к экзамену | - | - | - |
Вид промежуточного контроля | Зачет с оценкой | Зачет с оценкой | Зачет с оценкой |
4.2. Содержание технологической практики
Таблица 2