ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.1. Цели освоения дисциплины: достижение всестороннего глубокого понимания магистрантами сущности цивилистической науки как базы для формирования нормативных
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели освоения дисциплины: достижение всестороннего глубокого понимания магистрантами сущности цивилистической науки как базы для формирования нормативных актов, стабилизации и своевременной трансформации правоприменительной практики, подготовка к практической деятельности высококвалифицированных специалистов.
1.2. Задачи: достижение понимания магистрантами основных концепций цивилистической науки как базы для формирования нормативных актов, стабилизации и своевременной трансформации правоприменительной практики; освоение магистрантами базовых цивилистических категорий, принципов для теоретического и практического осмысления перспектив развития действующего гражданского законодательства с целью определения содержания таких категорий для адекватного применения как в правотворческой, так и в правоприменительной практике; формирование у магистрантов представлений об основных концепциях цивилистической науки и их соотношении в различных институтах гражданского права; изучение правовых основ построения различных цивилистических концепций в зависимости от исторических особенностей их формирования; изучение магистрантами актуальных проблем правового регулирования и функционирования основных цивилистических институтов на базе сложившихся научных достижений; получение магистрантами практических навыков эффективного применения научно-теоретического анализа для решения конкретных ситуаций, практических проблем в сфере гражданско-правового регулирования и правоприменения.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Цикл (блок) ОП: М2.В.
2.2. Связь с другими дисциплинами учебного плана
Перечень предшествующих дисциплин | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Философия права. Основные концепции правопонимания. Сравнительное правоведение. История и методология юридической науки. | Актуальные проблемы гражданского права. Актуальные права собственности. Актуальные проблемы семейного права. Правовые механизмы защиты права интеллектуальной собственности. Наследственное право. Актуальные проблемы корпоративного права. Актуальные проблемы международного частного права. Учебная практика (юридическое консультирование). Научно-исследовательская работа. |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Формируемые компетенции | Осваиваемые знания, умения, владения | |
Код | Наименование | |
Общекультурные компетенции (ОК) | ||
ОК-5 | компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом | З – законы, правила, принципы, вытекающие из цивилистических наук; – цели и способы организации научных коллективов; – методы принятия управленческих решений в научных коллективах; – проблемное поле юридических исследований; – основные исследовательские методы; – понятие и принципы методологии цивилистической науки. |
У – выбирать методы исследования; использовать теории для объяснения государственно–правовых институтов и процессов; –составлять план научного исследования с распределением функций членов исследовательского коллектива; – интерпретировать данные, сведения и факты в соответствии с поставленными целями исследования; – корректно дискутировать по теме проводимых исследований. | ||
В – способностью отбирать и систематизировать данные, сведения и факты в соответствии с поставленными целями исследования; навыками написания, оформления и презентации научных работ; – способностью организовывать социально–психологическое и научное взаимодействие в рамках научного коллектива; – способностью защищать свою научную позицию. | ||
профессиональные компетенции (ПК) по видам профессиональной деятельности | ||
научно-исследовательская деятельность | ||
ПК-11 | способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | З – методы организации и проведения научных исследований в области права. |
У – формулировать объект, предмет, цели и задачи научного исследования в области цивилистической науки; описывать степень разработанности области исследования современным научным знанием; – осуществлять поиск и систематизацию научной литературы по теме исследования с использованием современных технологий; планировать научное исследование, прогнозировать его результаты; – избирать методы исследования; – оценивать актуальность исследования и его возможных результатов для практической деятельности; – формулировать результаты исследования; представлять результаты исследования научному сообществу. | ||
В – навыками проведения научных исследований в области права, оценки их результатов; – современными методами научного исследования в предметной сфере; навыками работы в составе исследовательской группы; – навыками оформления результатов научно–исследовательской работы в области права и их представления научному сообществу. | ||
педагогическая деятельность | ||
ПК-12 | способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне | З – действующее законодательство Российской Федерации, международно–правовые нормы, нормативно–правовые акты; – основные положения, сущность и содержание основных понятий и категорий цивилистической науки; – основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; – базовые требования к формированию образовательных программ юридической направленности основные средства обучения и их дидактические возможности; – правила техники безопасности и противопожарной защиты; – государственный язык Российской Федерации. |
У – проектировать и проводить отдельные обучающие мероприятия, основанные на использовании современных образовательных технологий в соответствии с образовательной программой анализировать и проектировать межличностные, групповые коммуникации; – применять отдельные техники рефлексии и саморефлексии по итогам проведения занятий; – собирать, обрабатывать и анализировать информацию о различных правовых явлениях, в том числе с применением методов и методик современной коммуникации. | ||
В – способностями к целеполаганию, основами тактического и стратегического планирования образовательного процесс; – навыками оформления презентации актуальной информации. | ||
ПК-13 | способность управлять самостоятельной работой обучающихся | З – основные виды самостоятельной работы, применяемые в образовательном процессе; – основы планирования, контроля и корректировки аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по праву; – базовые педагогические технологии организации самостоятельной работы в образовательном процессе; – здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса. |
У – осуществлять планирование и контроль самостоятельной работы обучающихся; с учетом существенных параметров каждой формы самостоятельной работы выбирать наиболее оптимальную для реализации конкретной учебной цели. | ||
В – современными техниками организации самостоятельной работы обучающихся; приемами формирования мотивации учащихся; – навыками научно–исследовательской работы в области права и педагогики. | ||
ПК-14 | способность организовывать и проводить педагогические исследования | З – методы организации и проведения педагогических исследований; – нормативно–правовые основы педагогической деятельности, правовую регламентацию организации учебного процесса, правила составления и оформления учебно–методических материалов. |
У – определить объект и предмет, цель и задачи педагогического исследования; – осуществлять поиск необходимой для исследования литературы, использовать для этого базы данных и другие источники информации; – осуществлять сбор и анализ первичных данных педагогического исследования; самостоятельно планировать и проводить прикладные педагогические исследования и разработки; – учитывать изменения педагогической ситуации и корректировать исследование с учетом этих изменений; критически оценивать полученные результаты, формулировать выводы и оформлять результаты исследования. | ||
В – современными методами научного исследования в сфере цивилистической науки; – навыками проведения прикладных педагогических исследований и разработок; – навыками работы в составе исследовательской группы. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Аудиторные занятия − очная форма обучения
Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемые компетенции |
Практические занятия /семинары | |||
Модуль 1 «Институты гражданского права, определяющие правовой статус субъектов, их участие в сделках при осуществлении и защите гражданских прав» | |||
2 | 2 | Тема 1.1 Гражданское право в системе отраслей права исходя из концепций, сложившихся в настоящее время в цивилистической науке. 1) Понятие гражданского права и совершенствование гражданско-правовых принципов с закреплением их в действующем законодательстве. 2) Соотношение гражданского права с другими отраслями права. Гражданское и предпринимательское право: их отличие и структура. 3) Совершенствование метода гражданско-правового регулирования исходя из концепций, сложившихся в цивилистической науки. 4) Совершенствование гражданско-правового метода. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
2 | 2 | Тема 1.2 Источники гражданского права. 1) Понятие источников гражданского права и их дифференциация. Проблемы гражданско-правового регулирования. 2) Система нормативных актов, их дифференциация по различным основаниям. 3) Правовые обычаи как источники гражданско-правового регулирования. 4) Международные договоры. 5) Соотношение источников гражданского права и актов, обеспечивающих различные виды толкования (аутентическое, неаутентическое, официальное, доктринальное и другие). | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
2 | Тема 1.3 Гражданские правоотношения. 1) Понятие и виды гражданских правоотношений. 2) Основания возникновения гражданских правоотношений. 3) Элементный состав гражданских правоотношений исходя из концепций, сложившихся в цивилистической науке. 4) Соотношение элементного состава общественных отношений и правоотношений. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
2 | Тема 1.4 Совершенствование понятия юридического лица исходя из сложившихся в цивилистической науке точек зрения. Классификация юридических лиц и ее легальное закрепление в действующих нормативных актах. 1) Первичные и вторичные признаки юридического лица. 2) Основания, сложившиеся в цивилистической науке для классификации юридических лиц на виды. 3) Дифференциация некоммерческих лиц на виды. 4) Совершенствование гражданского законодательства по юридическим лицам с целью более эффективной защиты и интересов контрагентов в сделках с участием юридических лиц. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Модуль 2 «Институты вещного и обязательственного права, наследственное право» | |||
2 | 2 | Тема 2.1 Совершенствование института права собственности исходя из сложившихся концепций в цивилистической науке. 1) Соотношений категорий «собственность» и «право собственности» как теоретическая основа для понимания права собственности. Право собственности в структуре российского права. 2) Содержание права собственности в различных правовых системах, как основа для совершенствования правового регулирования в РФ. 3) Трансформация взглядов юристов на право собственности. Развитие института собственнической правосубъектности, при переходе к рыночной экономике. 4) Концепции теории собственности и права собственности, сложившиеся в РФ в 21 веке 5) Отрицание собственности как экономической категории. 6) Право публичной собственности. 7) Проблемы права общей собственности. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
2 | 2 | Тема 2.2 Содержание права собственности. 1) Правомочие по владению в цивилистической науке. 2) Правомочия по пользованию и распоряжению. 3) Типы и формы собственности по субъектному составу. Соотношение понятий «владелец» и «пользователь». 4) Права владельца на плоды и доходы. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
2 | Тема 2.3 Защита вещных прав. 1) Дифференциация вещных прав на виды. 2) Защита владения. 3) Защита правомочий по пользованию и распоряжению. 4) Защита иных вещных прав. 5) Реституция, виндикация, кондикция. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
2 | Тема 2.4 Обязательственное право. 1) Понятие обязательств и их дифференциация исходя их сложившихся в юридической науке точек зрения. 2) Проблемы исполнения обязательств. 3) Совершенствование правоприменительной практики по использованию способов, направленных на обеспечении исполнения обязательств. 4) Наиболее эффективные способы обеспечения исполнения обязательств и проблемы их применения. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
Аудиторные занятия – заочная форма обучения
Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание | Формируемые компетенции |
Практические занятия /семинары | |||
Модуль 1 «Институты гражданского права, определяющие правовой статус субъектов, их участие в сделках при осуществлении и защите гражданских прав» | |||
2 | 1 | Тема 1.1 Гражданское право в системе отраслей права исходя из концепций, сложившихся в настоящее время в цивилистической науке. 1) Понятие гражданского права и совершенствование гражданско-правовых принципов с закреплением их в действующем законодательстве. 2) Соотношение гражданского права с другими отраслями права. Гражданское и предпринимательское право: их отличие и структура. 3) Совершенствование метода гражданско-правового регулирования исходя из концепций, сложившихся в цивилистической науки. 4) Совершенствование гражданско-правового метода. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
2 | Тема 1.2 Источники гражданского права. 1) Понятие источников гражданского права и их дифференциация. Проблемы гражданско-правового регулирования. 2) Система нормативных актов, их дифференциация по различным основаниям. 3) Правовые обычаи как источники гражданско-правового регулирования. 4) Международные договоры. 5) Соотношение источников гражданского права и актов, обеспечивающих различные виды толкования (аутентическое, неаутентическое, официальное, доктринальное и другие). | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Модуль 2 «Институты вещного и обязательственного права, наследственное право» | |||
2 | 1 | Тема 2.1 Совершенствование института права собственности исходя из сложившихся концепций в цивилистической науке. 1) Соотношений категорий «собственность» и «право собственности» как теоретическая основа для понимания права собственности. Право собственности в структуре российского права. 2) Содержание права собственности в различных правовых системах, как основа для совершенствования правового регулирования в РФ. 3) Трансформация взглядов юристов на право собственности. Развитие института собственнической правосубъектности, при переходе к рыночной экономике. 4) Концепции теории собственности и права собственности, сложившиеся в РФ в 21 веке 5) Отрицание собственности как экономической категории. 6) Право публичной собственности. 7) Проблемы права общей собственности. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
4.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы, ЭВМ и др. | Формируемые компетенции |
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку | ||
Тема 1. Источники гражданского права. 1. Вид и формы норм гражданского права. 2. Соотношение норм материального и процессуального права. 3. Действие норм гражданского права в пространстве, по времени и по кругу лиц. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Тема 2. Сделки в цивилистической науке. 1. Объекты гражданских прав, их дифференциация и оборотоспособность, исходя из концепций, сложившихся в юридической науке. 2. Дифференциация сделок на оспоримые и ничтожные, их сравнительный анализ. 3. Осуществление гражданских прав через представителя. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Тема 3. Договорное право. Совершенствование общего и специального правового регулирования. 1. Общие и дополнительные условия в договорных обязательствах. 2. Договоры банковского вклада и банковского счета. 3. Сравнительные характеристики договоров поручения, комиссии и агентирования. 4. Сравнительная характеристика простого товарищества с коммандитным товариществом. 5. Ответственность по обязательствам вследствие неосновательного обогащения. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Тема 4. Право интеллектуальной собственности. 1. Патент, его основные особенности. 2. Принципы патентного права, исходя из основных цивилистических концепций. 3. Патентообладатели, их права и обязанности. 4. Объем правовой охраны патентов в России и за рубежом. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Общая трудоемкость самостоятельной работы (час) | ||
Подготовка к экзамену | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения
Кол. час | Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы, ЭВМ и др. | Формируемые компетенции |
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку | ||
Тема 1. Источники гражданского права. 1. Вид и формы норм гражданского права. 2. Соотношение норм материального и процессуального права. 3. Действие норм гражданского права в пространстве, по времени и по кругу лиц. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Тема 2. Сделки в цивилистической науке. 4. Объекты гражданских прав, их дифференциация и оборотоспособность, исходя из концепций, сложившихся в юридической науке. 5. Дифференциация сделок на оспоримые и ничтожные, их сравнительный анализ. 6. Осуществление гражданских прав через представителя. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Тема 3. Договорное право. Совершенствование общего и специального правового регулирования. 6. Общие и дополнительные условия в договорных обязательствах. 7. Договоры банковского вклада и банковского счета. 8. Сравнительные характеристики договоров поручения, комиссии и агентирования. 9. Сравнительная характеристика простого товарищества с коммандитным товариществом. 10. Ответственность по обязательствам вследствие неосновательного обогащения. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Тема 4. Право интеллектуальной собственности. 5. Патент, его основные особенности. 6. Принципы патентного права, исходя из основных цивилистических концепций. 7. Патентообладатели, их права и обязанности. 8. Объем правовой охраны патентов в России и за рубежом. | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 | |
Общая трудоемкость самостоятельной работы (час) | ||
Подготовка к экзамену | ОК-5; ПК-11, 12, 13, 14 |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ