Основные термины и определения
Актуальность темы — степень ее важности в данной ситуации и значимости для решения данной проблемы.
Анализ — метод познания, предполагающий разложение целого на его части. Противоположность — синтез.
Аспект — угол зрения, выбранный для рассмотрения объекта (предмета)исследования.
Гипотеза — хорошо обдуманное научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедукция — вид умозаключения, применяющий общий принцип к частному случаю.
Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий.
Индукция — вид умозаключения, научный метод движения знания от отдельных, частных фактов к общим выводам и закономерностям. Противоположность — дедукция.
Исследование — вид человеческой деятельности, позволяющий вскрыть суть явления, выявить закономерности возникновения, развития и изменения, а также возможности преобразования фрагмента объективной реальности.
Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль.
Концепция исследования — комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих выбранные подходы к исследованию и организацию его проведения.
Магистерская диссертация — это выпускная квалификационная работа научного содержания, отражающая ход и результаты самостоятельно проведенного автором научно-практического исследования на основе авторских разработок или авторского обобщения научно- практической информации. Она характеризуется внутренним единством, логической завершенностью, самостоятельностью выполнения и связана с решением задач того вида (видов) профессиональной деятельности, к которой готовится магистр.
Методология исследования — логическая организация исследования, предполагающая распознавание проблем, постановку цели, выбор подходов, средств и методов исследования, а также определение рациональной последовательности проведения исследования.
Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Методы (исследования) - способы проведения исследования, направленные на разрешение проблемы и достижение результатов исследования.
Модель — упрощенное отображение сложного объекта (или процесса), их наиболее существенных характеристик.
Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Составляет основу научного знания.
Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения.
Определение — объяснение, раскрывающее смысл используемого понятия.
Понятие — мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов, отношений между ними.
Предмет исследования — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования; все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Подход к исследованию — исходная позиция, отправная точка для проведения исследования, которая определяет ракурс исследования, его направленность относительно цели, выбор средств и методов исследования.
Проблема — выявленное и сформулированное противоречие, которое не может быть разрешено средствами имеющегося знания и опыта; сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения.
Принцип — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проект —
1) комплекс документов, содержащих цель предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;
2) ограниченный во времени комплекс действий (работ, услуг, управленческих операций и решений), направленный на достижение сформулированной цели, которые могут и не повторяться когда-либо еще в будущем.
Результат исследования — в зависимости от цели и вида исследования: комплекс научных положений, конкретных рекомендаций по разрешению проблемы, методика и технология выполнения какой- либо работы, проект (проектная разработка).
Синтез — метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.
Фактографический документ — научный документ, содержащий информацию (текстовую, цифровую, иллюстративную и др.), собранную в результате научно-исследовательской работы и отражающую состояние предмета исследования.
Цель исследования — идеальный образ будущего результата, представление перспективы, которые открываются в результате успешного проведения исследования.
Эксперимент — изучение предметов (явлений) посредством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14