Мотивация и отношение учащихся старших классов к базовому и вариативному компоненту учебной программы по дисциплине физическая культура и здоровье
Ю.В. БАРМА
Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина
Основной ценностью в Республике Беларусь является здоровая нация. В стране большое внимание уделяется здоровому образу жизни.
Физическая культура и спорт относится к числу важных факторов всестороннего развития детей, поэтому «Физическая Культура и Здоровье» является единственным предметом в школьном учебном плане направленным на укрепление здоровья.
Анализ проблем состояния и дальнейшего развития физической культуры и здоровья напрямую связаны с изучением мотивации и отношения учащихся старших классов общеобразовательных школ к базовому и вариативному компоненту учебной программы.
Проблема.Отрицательная мотивация учащихся старших классов к дисциплине физическая культура и здоровье, проблема в недостаточном вводе современных методик, неэмоциональность уроков, в результате приводят к низкому уровню развития физической подготовленности.
Изучение мотивационной сферы учащихся общеобразовательных школ, позволит учителям физической культуры и здоровья вносить коррективы в учебный процесс, способствовать улучшению качества развития по физической культуре, позволит улучшить отношение к дисциплине «Физическая Культура и Здоровье», к своему здоровью, а так же расширит спектр знаний учеников.
Уровень знаний учащихся 9-х классов гимназии №4 г. Бреста в видах спорта базового и вариативного компонента учебной программы по дисциплине «Физическая Культура и Здоровье» недостаточный.
Цель исследования. Изучить мотивацию и отношение учащихся старших классов к базовому и вариативному компоненту учебной программы по дисциплине «Физическая Культура и Здоровье», для внесения корректив в процесс физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить отношение учащихся 9-ых классов гимназии №4 г. Бреста к базовому и вариативному компоненту учебной программы по дисциплине «Физическая Культура и Здоровье».
2. Сравнить отношение мальчиков и девочек 9-ых классов гимназии №4 г. Бреста к базовому и вариативному компоненту учебной программы по дисциплине «Физическая Культура и Здоровье».
3. Определить пути решения проблем по созданию устойчивой мотивации школьников к учебной дисциплине «Физическая Культура и Здоровье».
Методы исследования:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Анонимное анкетирование.
3. Педагогический анализ.
4. Графический анализ.
5.Метод математической статистики.
Организация исследования.Исследования проводились анонимно в ГУО «Гимназии №4» г. Бреста среди учащихся 9«А» и 9«Б» классов (35 учащихся, из них 16 мальчиков и 19 девочек). В период с 08.11.11. по 03.12.11.
Результаты исследования.Полученные нами результаты по изучению мотивации и отношения учащихся 9-ых классов гимназии №4 г. Бреста к базовому и вариативному компоненту учебной программы по дисциплине «Физическая Культура и Здоровье» показывает, что у учащихся недостаточный уровень знаний разделов и материала изучаемой программы по годам обучения в старших классах.
Учащиеся 9-х классов проявляют большой интерес к занятиям физической культурой и здоровьем. У многих учеников, в основном у девочек, предмет является любимым и занимает первое место, они считают, что физические упражнения положительно влияют на формирование фигуры. Для мальчиков большое значение имеет разнообразие видов упражнений и физическая подготовка. Однако не те, ни другие серьезно к предмету не относятся, для них главным в уроке является развлечение, приятное время препровождение и общение друг с другом.
|
Рисунок 1 – Результаты исследования базового компонента
В базовом компоненте разделов легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, гимнастика и акробатика, девочек привлекает возможность общения с природой (42,1%), мальчикам интересна больше физическая подготовка (43,7%). (25,7%) учащихся считают эти занятия легкими. Большое значение со стороны мальчиков и девочек уделяется закаливанию. Не нравится базовый компонент (11,4%).
|
Рисунок 2 – Результаты оценки вариативного компонента
Данные анкетирования по вопросам отношения к вариативному компоненту показали, что перечень спортивных игр, которые нравятся девочкам больше, чем у мальчиков. По мнению мальчиков наиболее предпочтительными из вариативного компонента являются футбол и лапта (43,7%), Девочки в свою очередь отдают предпочтение волейболу (31,3%) и лапте (37%). Не нравится вариативный компонент (5,2%) девочек.
Выводы. 1. По результатам исследования можно сделать следующие выводы: отношения учащихся 9-х классов к базовому компоненту несколько хуже, чем к вариативному. Это вызвано отсутствием интереса к занятиям и их однообразием, а также негативным отношением к некоторым видам компонента.
2. Вариативный компонент привлекает учеников больше. Так как является для них активным отдыхом, приятным временем препровождения и развлечением.
3. Причиной низкого уровня мотивации учеников к дисциплине «Физическая Культура и Здоровье» является недостаточный уровень знаний. Для их повышения необходим ввод современных методик, отказ от старой методики преподавания, повышение эмоциональности уроков, что в результате приведет к повышению уровня развития физической подготовленности. Необходимо лучше изучить мотивационную сферу, что позволит учителям вносить коррективу в физический процесс.
Изучение уровня знаний учащихся позволит улучшить отношение к дисциплине «Физическая Культура и Здоровье», к своему здоровью, а также расширит спектр знаний учеников.