В быстро меняющемся мире происходит скорейшее обновление содержания образования, что сказывается на сроках действия образовательных стандартов.
Мировая образовательная практика выработала эффективную систему обучения, которая получила название кредитной технологии обучения.
Кредитная технология обучения — это сложная система, требующая для успешного функционирования множества согласованных факторов, в том числе определенных условий, включающих учебно-материальное обеспечение (использование базового учебника, отвечающего требованиям Европейского стандарта, для организации СРС — лингафонные кабинеты, компьютерные классы, видеозалы). При кредитной системе обучения очень важно, чтобы вуз обеспечивал учебный процесс в полном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебными и методическими пособиями, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам, активными раздаточными материалами и т.п.
В соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Казахстан 11 октября 2004 г. № 1459, в системе высшего и послевузовского образования будут создаваться условия по присоединению Казахстана к Болонскому процессу и вместо традиционной системы организации учебного процесса вводится кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу студентов, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве .
Необходимость присоединения Казахстана к Болонскому процессу продиктована объективными процессами, происходящими в мировой образовательной сфере деятельности. Казахстан, провозгласивший себя демократичным, открытым государством с рыночной экономикой, не может быть в стороне от международных тенденций современного мира. Присоединение Казахстана к Болонскому процессу обеспечит:
1) расширение связей Казахстана с зарубежьем в области высшего образования;
2) устранение угрозы изоляции в мировом образовательном пространстве;
3) расширение перспектив обмена студентами, преподавателями, учеными-исследователями с вузами европейских стран;
4) увеличение возможностей предоставления образовательных услуг иностранным студентам (экспорт высшего образования из Казахстана);
5) освоение новых образовательных технологий и рациональных форм организации учебного процесса.
К положительным моментам по внедрению кредитной технологии обучения в высших учебных заведениях Казахстана относятся:
· унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам;
· предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию;
· устранение субъективизма при оценке знаний студентов;
· создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей усилить их работу в направлении постоянного роста научно-педагогического уровня;
· необходимость в постоянном улучшении качества образовательных услуг на основе развития и укрепления материально-технической базы вуза, внедрения инновационных технологий обучения;
· выделение большего времени для индивидуальных занятий, что позволяет развивать в студентах творческий подход к изучению дисциплин и навыки исследовательской работы.
Проблемными вопросами для вузов являются следующие:
· большая загруженность профессорско-преподавательского состава, а также структурных подразделений, обслуживающих учебный процесс, поскольку обучение осуществляется параллельно: по традиционной системе и по кредитной технологии;
· значительные дополнительные затраты, связанные с внедрением инновационных технологий обучения и дальнейшим их совершенствованием;
· увеличение учебно-методической и временной нагрузки профессорско-преподавательского состава, которое связано с необходимостью подготовки каждым преподавателем раздаточных материалов, силлабусов и методических указаний по самостоятельной работе студентов, что влечет за собой увеличение каждого академического часа на 10 минут;
· сложность адаптации некоторых преподавателей к новым требованиям и новой методике проведения занятий;
· трудности, связанные с неопределенностью методики расчета учебной нагрузки профессорско- преподавательского состава, недостаточной готовностью студентов 1 курса к самостоятельной работе и личной ответственности за свои учебные достижения (заметим, что она особенно ощутима на начальном этапе, т.е. в начале семестра);
· неподготовленность родителей к тому, что первокурсник занят учебой в течение всего дня (утром СПСП и СРС).
Первоочередная задача вуза — научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообразии научного материала. Направленность инновационных технологий на развитие у студентов навыков самостоятельной работы позволит повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Эффективность такой работы будет обеспечена за счет регулярного общения студента и преподавателя в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Отсутствие гибкости образовательной траектории, учебная загруженность студентов, краткосрочность периодов обучения, отрыв от производства — все это негативно сказывается на качестве высшего образования в целом и на уровне подготовленности специалистов в частности. Развитие дистанционных форм поможет сделать обучение в вузе максимально удобным и привлекательным. По мнению экспертов, дистанционное образование войдет в XXI в. как одно из наиболее эффективных (и перспективных) систем подготовки специалистов. Это повлечет за собой рост профессиональной мотивации преподавателей и повышение результативности их научно-педагогической деятельности.
Таким образом, внедрение кредитной технологии обучения позволяет не только войти в мировое образовательное пространство, но и существенно интенсифицировать процесс обучения студентов в высшем учебном заведении.
Список литературы
1. Маусымбаев С.С., Ботатаев В.У. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности студентов в курсе теоретической физики // Менеджмент в образовании. — 2005. — № 1. — С. 102-107.
2. Рахимбек Х. Перспективы компетентностного подхода в национальных моделях высшего образования // Вестн. АПН Казахстана. — 2005. — № 4-5. — С. 39, 44.
3. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. education.kz