Обновление содержания системы образования

После обретения независимости от Советского Союза, Казахстан начал реформы в области образования.

Выделяют этапы развития образовательной системы в независимом Казахстане.

(1991-1994 гг.) – Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

(1995-1998 гг.) – Модернизация системы высшего образования, обновление её содержания (Реформирование высшего образования в республике наиболее интенсивно стало проводиться с 1995 года[2].).

(1999-2000 гг.) – Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

(2001-2007 гг.) – Стратегическое развитие системы высшего и среднего образования.

(2005-2010 годы) – поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики.

Среднее образование в Казахстане является обязательным и включает среднее общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. В первый класс дети принимаются с 6-7 лет. Среднее общее образование Казахстана содержит 3 ступени: начальную (1-4 классы), основную (5-9 классы) и старшую (10-11 классы). Для наиболее полного развития потенциальных возможностей особо одаренных обучающихся разрабатываются образовательные программы, которые реализуются в специализированных школах для одаренных детей.

Начальное профессиональное образование в Казахстане приобретается за 2-3 года в профессиональных школах и профессиональных лицеях на базе основного общего образования. Среднее профессиональное образование получают за 3-4 года в колледжах и училищах на базе основного общего образования на конкурсной основе.

Высшее образование в Казахстане приобретается на основе среднего образования. Для поступления в ВУЗ выпускники школ сдают выпускные и вступительные экзамены в форме единого национального тестирования (ЕНТ) или комплексного тестирования (для выпускников прошлых лет). Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. По окончании ВУЗа выпускник получает степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет) или магистра (6 лет). Второе высшее образование в Казахстане получают только на платной основе с ускоренным сроком обучения (2-3 года).

По закону «Об образовании» в Казахстане гарантируется получение бесплатного среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе по государственным грантам бесплатного среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, если гражданин образование получает впервые. Конкурс проводится на основе баллов сертификатов, выданных по результатам ЕНТ или комплексного тестирования. Преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака «Алтын белгi», а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов, соревнований и олимпиад.

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Казахстане, пользуются правом на образование наравне с гражданами Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, международными договорами, а также по контрактам с организациями образования Казахстана.

1 марта 2010 года Казахстан вступил в зону Европейского высшего образования (Болонский процесс). Данная хартия была принята в 1988 году в г. Болонья. Подписывая данный документ, университеты берут на себя обязательства развивать автономию вузов, демократические принципы управления, академические свободы студентов, свободу научных исследований и др.

Проведена реструктуризация высшего образования: введена трехступенчатая модель подготовки кадров: (бакалавриат-магистратура-докторантура PhD). Кроме того, заложены новые принципы финансирования высшего образования, адекватные рыночным условиям. Большинство вузов республики ведут обучение по кредитной технологии, многие вузы предоставляют дистанционное обучение.

В процессе модернизации образовательной системы страны необходимо следующее:

1) внедрение новейших методик и технологий в процессе обучения

2) качественное улучшение всего педагогического состава

3) формирование независимых Центров подтверждения квалификации

4) расширение доступности образования

5) повышение роли воспитательной функции образования

Наши рекомендации