Понятие о процессе обучения, его структура.
Обучение – двусторонний процесс организованной деятельности учителей и учащихся с целью усвоения учащимися знаний о мире; умений и навыков, применение этих знаний в жизни.
Обучение это специфический процесс познания, управляемый педагогом.
Процесс обучения – положительное отношение к учению, восприятие и запоминание нового материала, его осмысление и закрепление в амати, а также способность воспроизвести усвоенное.
Структура процесса обучения (этапы):
- подготовка к восприятию
Заключается в пробуждении интереса учащихся к новым знаниям, создание установки на их усвоение. Осуществляется это постановкой перед учащимися познавательных задач, созданием необходимой обстановки и стимулов к учению, созданием проблемной ситуации.
- восприятие нового материала
Отражение в сознании учащихся воспринимаемых органами чувств предметов, явлений, процессов, их моделей или сообщений от них. Основная задача учителя – включение в деятельность возможно большего числа органов чувств детей.
- осмысление воспринятого материала
Отвлечение от конкретных признаков изучения прилёта и сопоставление их с уже известными, в осуществлении мыслительных операций – сравнение, выделение главного, анализ, синтез, обобщение.
- запоминание, закрепление и совершенствование знаний
Повторять основные положения изучаемого материала, учить детей приемам эффективного заучивания, правильного осмысленного повторения.
- применение знаний, умений, навыков
Конкретизация выработанных абстрактных понятий и их проверка в деятельности.
-анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков
Установление обратной связи как необходимое условие успешного управления учебным процессом.
Понятие и сущность развивающего обучения. Требования к его организации.
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.
Концепция Л.В Занкова.
Разработка системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам.
Основу системы обучения по Л.В Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
1)Обучение на высоком уровне трудности
Характеризуется тем, что раскрываются духовные силы ребёнка, даётся им простор и направление. Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится очередной ступенью, обеспечивающей переход на более высокую ступень развития.
2)Быстрый темп в изучении программного материала
Отказ от однообразного повторения пройденного. Непрерывное обогащение школьников новыми знаниями. Обогащение ума школьника разносторонним содержанием и создание благоприятных условий для глубокого осмысления получаемой информации.
3)Ведущая роль теоретических знаний
Теоретические знанию выступают ведущим средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками. Овладение научным термином – важное условие правильного обобщения и формирования понятия. Теоретические знания не исчерпываются терминами и определениями. Большое место занимает усвоение зависимостей, законов. Формирование навыков происходит на основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей.
4)Осознание школьниками процесса учения
Принцип вытекает из общепринятого дидактического принципа сознательности. Важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, необходимость овладения мыслительными операциями, важность позитивного отношения школьников к учебному труду. Важным условием развития является то, что процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом его осознания.
5)Целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых
Перезагрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует развитию детей. Она лишь увеличивает их отставание. Неуспевающие нуждаются в том, чтобы велась систематическая работа по их развитию.
Принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и другим предметам.
Дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако она остаётся до настоящего времени нереализованной концепцией.