Наследственность и развитие.
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминуются совместным воздействием трёх факторов –
· Наследственности;
· Среды;
· Воспитания.
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определённых качеств и особенностей.
Носители наследственности – гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»).
Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.
Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.
Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части.
Детерминированная часть программы обеспечивает (прежде всего) продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления).
От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.
Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.
К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни, могут передаваться потомству.
Наследственный характер имеют болезни крови, сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (карликовость). Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
Переменная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путём саморазвития и самосовершенствования.
Важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств.
Что наследуют дети – готовые способности к определённому виду деятельности или только предрасположения, задатки? Экспериментальные исследования показывают, что наследуются не способности, а задатки.
Унаследованные человеком задатки не всегда могут реализоваться. Всё зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определённом виде деятельности. Удастся ли индивиду развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества и т.д.
В педагогике учитывается роль специальных задатков человека.
Специальными называются задатки к определённому виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические. Спортивные и другие.
Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики.
В отечественной педагогике долгое время считалось, что человек не рождается злым или добрым, щедрым или скупым, а тем более злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Древние говорили, что душа новорожденного – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания.
В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Природой человеку даётся драчливость, жестокость, агрессивность или наоборот. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
В последнее время всё более опред6елённую, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты.