Кер-оглы» — ряда народов и др».
Контрольная работа по дисциплине «Этнология» для студентов ОЗО
Задание 1:Составить конспект по теме: «История становления и развития российской этнологии» по указанному ниже плану.
1.Основные предпосылки и условия возникновения российской этнографии (народоведения) в ХУ111-Х1Х вв. Этнографические (этнологические) научные общества.
2.Изучение (описание) народов России: Севера, Сибири, Дальнего Востока и Азии. Первая и вторая Академические экспедиции.
3.Характеристика основных трудов в области этнографии В.Н.Татишева, Г.Ф.Миллера, П.С. Палласа, И.Г.Георги, И.Г. Мессершмидта, К.Бэра, В.В. Радлова, С.П. Крашенникова, Н.И.Надеждина, Д.Н.Анучина, Ч.В.Валиханова, Г.Н.Потанина, А.Н.Афанасьева, Н.Н. Харузина, В.Н.Харузиной. Их значение для развития этнографической науки.
Задание 2: В словарях раскрыть основные понятия по теме «Современная наука о сущности этноса и этничности.»: этнос, менталитет, нация, народность, социокультурная среда, макро- и микроэтнические единицы, этнографическая группа, этноним, этноэволюционный процесс, этнотрансформационный процесс, консолидация, ассимиляция, интеграция, этногенетическая миксация, парциация и сепарация.
Задание 3:Заполнить таблицу : «Различные школы этнологии».
№ п/п | Название школы, основоположники и последователи. | Основные идеи и направления. |
Задание 4: Составить понятийный аппарат российской этнологии (этнографии).
1. Соотношение понятий «этнология» - «этнография» в российской научной традиции.
2. Этнографические трактовки культуры.
3. Этническая культура и этническая специфика культуры.
4. Функции этнической культуры.
5. Принципы и условия воспроизводства этнической культуры.
6. Культурная традиция: проблема диахронной устойчивости.
7. Вариативность этнической культуры, культурной традиции (труды К.В.Чистова).
8. Структура этнографического описания культуры этноса.
9. Соотношение понятий этнос, народ, нация.
10. Этногенез и этническая история.
11. Эндогамия - экзогамия.
12. Эндоэтноним - экзоэтноним.
13. Этническое самосознание.
14. Раса и этничность: социальное и этнографическое содержание понятий.
15. Этническая мобилизация.
16. Этнокультурная дивергенция и конвергенция.
17. Этникос.
18. Трактовка понятий «адаптация», «аккультурация», «интеграция» в российской этнологии.
Задание 5: Подготовить конспект на тему: «Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева».
Задание 6: Подготовить конспект по теме: «Что такое менталитет и психология этноса».
Раскрыть основные понятия по теме: статические и динамические компоненты психологии этноса, этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи, этническое сознание, этнологическое сознание, национальные идеи, этнические чувства, этнический вкус, стереотипы.
Задание 7: Подготовить конспект по теме: Культурный релятивизм и его значение в этнологии. Формы и типы инкультурации.
Задание 8: Законы, касающиеся этнических конфликтов и миграции населения.
1.Законы РФ о мигрантах: "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", "О гражданстве", "О мерах по оказанию помощи лицам без определенного места жительства и занятий".
2.Указ Президента "О Федеральной миграционной программе. Места компактного проживания мигрантов. Основные проблемы в среде мигрантов: криминализация, безработица, этнопедагогические проблемы.
3.Основные понятия: этническая напряженность, латентная фаза конфликта, актуализированная фаза конфликта, диалог культур, внешняя и внутренняя, естественная и вынужденная миграция.
Раскрыть основные понятия по теме: этническая напряженность, латентная фаза конфликта, актуализированная фаза конфликта, диалог культур, внешняя и внутренняя, естественная и вынужденная миграция.
Задание 9: Русские: традиционная духовная культура
1. Обряды переходного цикла:
а) Рождение (пол ребенка, практика родовспоможения, магические обряды, первый год жизни ребенка, детство).
б) Брак (языческие формы брака, православные брачные нормы, символизм и ритуалы предбрачного периода (одежда, прическа, народная косметика, украшения, обереги); свадебный ритуал: 'чины', 'сход', сватовство, рукобитье, 'сидения', благославление, венчание, свадебный пир, хлебины, первый год жизни молодоженов).
в) Смерть (предсмертное состояние человека, приготовление к похоронам, отпевание и погребение, поминки, дни поминовения усопших, представления о загробной жизни).
2. Православный праздничный календарь (симбиоз языческой и христианской праздничной культуры, семантика праздничных обрядов).
Задание 10: Традиционные верования и православие (культ предков, аграрные верования, низшие и высшие божества, христианизация) у марийцев, мордвы, удмуртов; карелов, коми.
Задание 11: Подготовить конспект на тему: «Шаманизм. Бурханизм. Ламаизм».
Задание 12: Подготовить конспект по теме:«Эпические произведения: «Алпамыш» — эпос узбеков, «Манас» — киргизов,
Кер-оглы» — ряда народов и др».
Задание 13: Подготовить конспект на тему: «Современные народы Европейского Севера России».
Задание 14: Подготовить конспект на тему: «Колонизация Америки европейцами и формирование её современного этнического состава».
Задание 15: Подготовить конспект на тему: «Историко-культурные особенности народов Африки».
Задание 16: Подготовить конспект на тему:«Н.Н.Миклухо-Маклай на Новой Гвинее»
5.1. Рекомендуемая литература____
Основная:
1. Этнология /Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие. – М., 2005.- 624 с.
2. Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студентов высш. Учеб. Заведений. – М., 2000. – 304 с.
Дополнительная
1. Артунян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1998.
2. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт, культура. Тюмень, 1996.
3. Беляков П.Л. Этнос: опыт реконструкции проблемы//Вестник С. - Петербургского университета. 1995. Вып. 4. С. 21 - 27.
4. Волков Г. Этнопедагогика. М.,1999.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогические заметки//Советская педагогика. 1991. № 9. С.89-94.
6. Волков Г. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1996.
7. Гаврилюк В.В. Национальная культура и национальная школа// Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 62 - 67.
8. Гелуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и Космос. Новосибирск, 1990.
9. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.
10. Данилюк А.Я. Понятие и понимание национальной школы// Педагогика. 1997. № 1. С. 68-71.
11. Дзятковская Е.Н., Дзятковский Д.К. Экологическое образование как составляющая региональной системы социализации и воспитания личности//Образование в Сибири. 1995. № 1. С. - 58 - 62.
12. История Сибири. Т. 1-5. Л., 1969.
13. Кряклина Т.Ф. Концепция национально-профилированного колледжа народностей Севера// Образование в Сибири. 1994. № 1. С. 75-81.
14. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
15. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях ханты. Томск, 1984.
16. Леонов А.М. Морально-этические традиции: общее и национально-региональное//Педагогика. 1994. № 4. С. 101-104.
17. Малиновская С.М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры// Образование в Сибири. 1994. № 1. С. 69-75.
18. Мальцева В.М. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности// Педагогика. 1994. № 4. С. 96-98.
19. Материальная и духовная культура народов Сибири. Л., 1988. 18. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования. Тюмень, 1997.
20. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997. С. 52–79. 20. Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов// Педагогика. 1994. № 1. С. 42-46.
21. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.
22. Стефаненко Т.Т. Этнология. – М., 1988.
23. Судьбы народов Обь-Иртышского Севера/Под ред. Д.И. Копылова. Тюмень, 1994.
24. Чебоксаров Н.И., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.
25. Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.
26. Этническая история и фольклор. М., 1977.
27. Этническая история народов Севера. М., 1982.
28. Этнические процессы в современном мире/ Под. Ред. Бромлей Ю.В. М., 1987.
29. Этническое развитие народностей Севера в советский период. М., 1987.
30. Этногенез и этническая история народов Севера. М., 1975.
31. Этнография народов Сибири. Новосибирск, 1984.
32. Этнопсихологический словарь. М.,1999.