Результаты исследования лексической стороны речи

Исследование проходило в ГОБОУ «ЦАО».

В исследовании участвовали трое детей шести лет с лёгкой степенью умственной отсталости: Артём, Эва и Лиза.

Задание №1 «Предметные картинки»

Артём при выполнении данного задания часто отвлекался на посторонние предметы, но справился с ним самостоятельно и безошибочно назвал все предметы, изображённые на картинках, и набрал 3 балла.

Эва с первым заданием справилась с помощью с помощью наводящих вопросов и набрала 2 балла. Девочка не дифференцировала диван и кресло, называла и тот и другой предмет «диван», но при помощи наводящих вопросов и обращении внимания на форму, размер этих двух предметов, Эва смогла правильно их назвать.

Лиза набрала при выполнении задания 2 балла, она неверно назвала два предмета (кресло, шкаф), но исправила свои ошибки сама. Во время выполнения задания она сидела спокойно, ни на что не отвлекаясь.

Задание №2 «Обобщающие слова»

При выполнении данного задания Артём правильно обобщил пять пар слов из шести. Он не смог обобщить «стул» и «диван» и получил 1 балл.

Эва также как и Артём частично справилась с заданием. Она не смогла дифференцировать фрукты и овощи, но смогла выделить их из других групп картинок под термином «еда» и получила 1 балл.

Лиза получила за данное задание 2 балла. Она, также как Эва, не смогла сразу дифференцировать фрукты и овощи, но исправила свою ошибку сама, без стимулирующих вопросов.

Задание №3 «Исключение лишнего предмета»

Артём выполнил это задание с помощью стимулирующих вопросов. В первом и во втором рядах картинок он смог назвать все предметы, но во втором ряду картинок затруднялся выделить лишний предмет, но после наводящего вопроса выполнил задание верно и получил 2 балла

Эва не смогла самостоятельно выполнить данное и получила 1 балл.

Лиза с заданием справилась самостоятельно, она назвала все предметы в рядах картинок, легко выделила лишний и получила 3 балла

Задание №4 «Название предметов по описанию»

Артём и Лиза справились с данным заданием самостоятельно, без ошибок. Дети правильно указали все бытовые предметы и получили по 3 балла.

У Эва за данное задание получила 1 балл, так как справилась с ним частично. Она верно указала на пять предметов, но с двумя другими картинками у неё возникли сложности. При ответе на вопросы «Чем намыливают руки?» или «Чем моют руки?» Эва указывала на полотенце. В то же время на вопрос «Чем вытирают руки?» Эва не указала ни на одну картинку. После того, как экспериментатор назвал два предмета, с которыми у девочки возникли трудности (мыло, полотенце), Эва так же не смогла справиться с заданием.

Задание №5 «Бытовые действия»

При выполнении задания «Бытовые действия» все трое детей справились самостоятельно. Ни у одного из них не возникли затруднения при ответах, Артём, Эва и Лиза получили по 3 балла.

Задание №6 «Прилагательные, обозначающие цвет»

Артём и Лиза с заданием справились на 3 балла. Они верно назвали все предметы и принадлежащие им цвета.

Эва получила за данное задание 1 балл. Она не смогла назвать все предметы и цвета верно. Так, при показе на картинку с изображение вишни на вопрос «Что это?» Эва ответила «Виноград», также она ошиблась при определении цветов.

Задание №7 «Эмоциональные проявления»

При выполнении данного задания Артём и Лиза не допустили ни одной ошибки. Не затрудняясь, они верно указали на все четыре эмоции и получили по 3 балла.

Эва справилась с заданием частично. Она верно назвала эмоции «радость» и «грусть», но не смогла определить «злость» и «испуг», наводящие вопросы ей также не помогли. Эва получила 1 балл.

Интерпретацию результатов вы можете увидеть в приложении 1.

Глава III

Проведя исследование лексической стороны речи у дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости и проанализировав вышепредставленные результаты, мы можем составить программу развития лексики для трёх дошкольников, опираясь на особенности развития их лексики и индивидуальные возможности.

Глоссарий:

1) Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек.

2) Лексика (от греческого lexikos относящийся к слову) – словарный состав языка.

3) Слово - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

4) Активный словарь — (активный словарный запас). Слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует [1].

5) Пассивный словарь – слова, которые человек сам не употребляет в своей речи, но понимает их при восприятии чужой речи.

Приложение 1.

Артём Эва Лиза
Сумма баллов


Наши рекомендации