Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО 6 страница
Развивать такие физические качества, как выносливость, быстроту, силу, координацию движений.
Формировать и совершенствовать двигательные умения с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей. Учить выполнять движения не только по демонстрации, но и по указанию.
Основные движения
Ходьба и бег.Обучать ходьбе и бегу на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по кругу, с изменением направления, врассыпную, змейкой, по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по шнуру.
Прыжки.Обучать прыжкам на носках двух ног, прыжкам с продвижением, с поворотом; перепрыгиванию через шнур (d=3см), через канат (d=5см), доску (ширина — 10 см). Закрепить навык приземления на полусогнутые ноги.
Обучать спрыгиванию, запрыгиванию на гимнастический поролоновый мат (h=5см). Совершенствовать навык устойчивого приземления при прыжках в длину, при спрыгивании с мата, при выполнении прыжков в подвижных играх и игровых упражнениях.
Бросание, ловля, метание.Обучать катанию мяча в ворота. Формировать умение ловить и бросать мяч двумя руками, бросать мяч вдаль из-за головы, в горизонтальную цель, через веревку, от груди, маленького мяча — ведущей рукой.
Ползание и лазание.Упражнять в подлезании под шнур, под дугу на коленях и ладонях. Обучать лазанию на вторую ступеньку гимнастической стенки. Формировать умение лазания по гимнастической стенке, по наклонной лесенке. Обучать ходьбе приставным шагом по нижней рейке гимнастической стенки.
Упражнения в равновесии, на координацию движений
Способствовать формированию четкости и точности движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Для совершенствования координации движений использовать комбинации различных движений.
Учить ходить по прямой ограниченной дорожке, доске, гимнастической скамейке шириной 15—25 см.
Учить ходить между предметами, с перешагиванием через предметы. Учить выполнять медленное кружение в обе стороны.
Строевые упражнения
Обучать построению в шеренгу, в колонну по одному, по двое, в круг, в рассыпную.
Общеразвивающие упражнения
Формировать умение выполнять упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног, с предметами и без предметов.
Учить поднимать прямые руки вверх, вперед, в стороны и опускать их.
Учить перекладывать предметы из рук в руку перед собой, над головой, предавать мяч друг другу над головой.
Учить, лежа на спине, попеременно поднимать и опускать ноги.
Формировать умение ставить ногу на носок и пятку вперед, назад, в сторону, подниматься на носки.
Учить приседать, держась за опору, и без нее.
Спортивные упражнения
Учить катать друг друга на санках, кататься на санках с невысокой горки. Формировать умение скользить по ледяной дорожке с поддержкой взрослого.
Учить залезать на трехколесный велосипед, слезать с него, кататься по прямой, выполнять повороты.
Подвижные игры
Развивать двигательную активность, координацию движений, ловкость, самостоятельность, инициативность, творчество.
Формировать умение играть в подвижные игры с правилами, взаимодействовать, ладить в таких играх.
Рекомендуемые подвижные игры: «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Найди свой домик», «Наседка и цыплята», «Поезд», «Бегите к флажку», «Где спрятался мышонок?», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Птичка и птенчики», «Кролики», «Лягушка», «Трамвай», «Угадай, кто кричит», «Найди свой цвет»,
«Поймай снежинку», «Снежинки», «Добеги до кегли», «Мыши в кладовой», «Птички в гнездышках», «Сбей кеглю», «Мы топаем ногами»27.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Уголок «Маленькие спортсмены» в групповом помещении
1. Большие надувные мячи (2—3 штуки)
2. Мячи малые и средние разных цветов (по 4—5 штук).
3. Обручи (3—4 штуки).
4. Флажки разных цветов (8—10 штук).
5. Ленты разных цветов на колечках (8—10 штук).
6. Тонкий канат, веревки.
7. Кубики маленькие и средние разных цветов (по 8—10 штук).
8. Модульные конструкции для подлезания, перелезания, пролезания.
9. Массажные мячики разных цветов (8—10 штук).
10. Массажные коврики и ребристые дорожки.
11. Нетрадиционное спортивное оборудование (мячи-сокс; гантельки из пластиковых бутылочек, наполненных песком и т.п.).
12. Трехколесный велосипед или тренажер-велосипед, сделанный из трехколесного велосипеда со снятыми колесами.
13. Забавная игрушка-кольцеброс.
ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
27 Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3—4 лет. — М.: Просвещение, 1983.
Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни (питании, двигательном режиме, закаливании, полезных привычках).
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Раздевалка
1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей)28.
2. Скамейки.
3. «Алгоритм» процесса одевания.
4. Стенд для взрослых «Вот, что мы умеем» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей).
5. Стенд «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка).
6. Стенд «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе).
7. «Уголок для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий) — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
8. Мини библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома29.
9. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления).
Туалетная комната
1. Традиционная обстановка.
2. «Алгоритм» процесса умывания30.
Диагностика развития ребенка младшего дошкольного возраста с ОНР
В младшей логопедической группе углубленное логопедическое обследование детей осуществляется учителем-логопедом. Углубленная диагностика проводится в течение сентября.
Задачами углубленного логопедического обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, импрессивной и экспрессивной речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).
Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.
Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.
После заполнения учителем-логопедом речевой карты каждого ребенка составляется таблица состояния общего и речевого развития детей. Оценка промежуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года. В это время учитель-логопед вновь заполняет таблицу состояния общего и речевого развития детей.
28 Нищева Н. В. Наклейки для оформления раздевалки, групповой и туалетной комнат. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
29 Для наполнения библиотеки можно использовать серии «Книжки на вырост» и «Советы специалистов родителям. Коротко и доступно» (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС).
Диагностика развития детей осуществляется также воспитателями в содружестве с психологом, музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания в начале и в конце учебного года. Воспитатели заполняют листы индивидуального развития детей дважды. Проведение диагностики в конце учебного года в логопедической группе необходимо в связи с тем, что следует определить динамику развития каждого ребенка.
Схема обследования ребенка младшего дошкольного возраста с ОНР учителем-логопедом31
Фамилия, имя ребенка Дата рождения Домашний адресДомашний телефон Откуда поступилСведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)
Национальный язык
Двуязычие
Решением ПМПК от Заключение ПМПК
протокол №
принят на срок
Дата заполнения речевой карты Логопед
Решением ПМПК от диагнозом
продлен срок пребывания в логопедической группе с
На срок
Ответственный за продление Члены ПМПК
Решением ПМПК от в (тип ДОУ)
выпускается с (состояние речи)
Ответственный за выпуск
Члены ПМПК
31 Нищева Н. В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста ( от 3 до 4 лет) — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития
Перенесенные заболевания
до года
после года
Ушибы, травмы головы
Судороги при высокой температуре
Раннее развитие
Голову держит с (в норме с 1,5 мес.) Сидит с (в норме с 6 мес.) Ползает с (в норме с 6—7( мес.) Стоит с (в норме с 10—11 мес.) Ходит с (в норме с 11—12 мес.) Узнает близких с (в норме с 4мес.) Первые зубы появились в (в норме — в 6—8 мес.) Количество зубов к году (в норме — 8 зубов)
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр
Невропатолог
Психоневролог
Оториноларинголог
Офтальмолог
Хирург
Ортопед
Речевой анамнез
Гуление в (в норме с 2 мес.) Лепет в (в норме с 4—6 мес.) Первые слова в (в норме около года) Первые фразы в (в норме от 1,5 до 2 лет) Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)
Отношение членов семьи к речевому дефекту
Занимались ли с логопедом
Результаты
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)
2. Адекватность эмоциональных реакций
3. Устойчивость эмоциональных реакций
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия.
· Дифференциация контрастного звучания двух игрушек (молоточка и дудочки, колокольчика и свистка, пищалки и погремушки)
2. Исследование зрительного восприятия.
· Различение величины (большой-маленький)
· Различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый)
· Различение плоскостных форм (круг, квадрат, треугольник)
3. Исследование восприятия пространственных представлений.
· Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления: вверху, внизу)
· Складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез,
вертикальный разрез, диагональный разрез)
· Складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево»)
· Сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башенка»)
Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
· губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам)
· зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд
зубов)
· прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный
прикус)
· твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная
щель)
· мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)
· язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)
· подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная)
Исследование состояния моторной сферы
(все упражнения выполняются по подражанию логопеду)
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости).
· Пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на расстоянии
25 см
· Переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)
· Бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель,
расположенную на расстоянии 1 м
· Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению).
· Кинестетическая основа движений (сложить в колечко по очереди большой палец с
каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке)
· Кинетическая основа движений (согнуть и разогнуть по очереди все пальцы,
начиная с большого сначала на правой, потом на левой руке)
· Навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисование
горизонтальных и вертикальных линий, рисование кружков)
· Манипуляции с предметами (сложить несколько небольших игрушек в ведерко,
потом поочередно достать их)
· Навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки)
3. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду).
· Надуть щеки («толстячок»)
· Показать, как ты ешь лимон («кисло»)