Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. 1 страница
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Глобализация общественных процессов.
2. Проблемы экономического роста и модернизации.
3. Революции и реформы.
Литература:
1. Захаревич, А. В. История Отечества: учебник / А. В. Захаревич. – М.: Дашков и К, 2006.
2. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: Норма, 2004.
3. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005.
Тема 5. Россия в начале ХХ века
Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Экономические реформы Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика.Новый этап в развитии внутренней торговли и обслуживания населении. Место и роль России в мировой экономике и торговле, в системе экономических отношений.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Индустриальная модернизация России.
2. Российские реформы в начале ХХ века.
3. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Литература:
1. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2004.
2. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005.
3. Сенин, А. С. История российской государственности: учебник / А. С. Сенин. – М.: Владос, 2003.
Тема 6. Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса.
Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-ые годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-ые годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Особенности экономической повседневности советских людей: рабочих, колхозников, номенклатуры, интеллигенции, молодёжи. Результаты индустриализации и коллективизации. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Сталинизм как общественное явление и проявление его во всех областях социального бытия: от экономики до быта.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Первая мировая война и общенациональный кризис
2. Революция 1917 года
3. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия.
4. Социально-экономическое развитие страны в 20-30-ые гг. НЭП.
5. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-30-ые гг. Внешняя политика
6. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизма.
Литература:
1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
2. Новейшая история России 1914-2002г.: учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004.
3. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М.: Простор, 2005.
Тема 7. СССР в Великой Отечественной войне и послевоенный период
Мировое сообщество накануне войны. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Основные периоды Великой Отечественной войны. Итоги и уроки второй мировой войны. Ядерная опасность и глобальная стратегия сохранения мира. Социально-экономическое развитие СССР, восстановление народного хозяйства, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика в послевоенные годы. Коммунистическая партия и её роль в послевоенном развитии СССР. Холодная война. Результаты глобального противостояния двух мировых систем: социалистической и капиталистической. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. СССР в Великой Отечественной войне ее национально-освободительный характер.
2. Победа советского народа в войне, ее цена, уроки.
3. Восстановление разрушенного народного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике.
4. Причины и истоки «Холодной войны».
Литература:
1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
2. Великая Отечественная Война 1941-45г.: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2005.
3. Кулешов, С. В. Россия в системе мировой цивилизации: учеб. пособие / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский. – М.: Русский мир, 2001.
Тема 8. Советский Союз в 1985-1991гг
Несостоятельность социалистической экономики. Перестройка: надежды и реальность. Попытки осуществления политических и экономических реформ. Попытки реформирования социализма. Деятельность КПСС в условиях перестройки. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Последствия Беловежских соглашений для страны. Октябрьские события 1993 года. Противоречивый характер оценки событий октября 1993 года в общественном сознании.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Советский Союз в 1985-1991гг.: нарастание кризисных явлений.
2. Перестройка. Политика государственного переворота 1991 г. и ее провал.
3. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Литература:
1. История предпринимательства в России. От средневековья до середины XIX в. / Отв. ред. А. В. Семенова. – М.: РОССПЭН, 2000.
2. История России: учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям / под ред. Г. Н. Сердюкова. – М.: ИКЦ МарТ, 2004.
3. История России: в 2 т. / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябикина. – СПб.: Нева-Олма-Пресс, 2000.
Тема 9. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.)
Россия на пути радикальной социально-политической модернизации. Необходимость Экономических реформ. Экономическая повседневность элиты, среднего класса, молодёжи, других социальных групп постсоветский период. Культура в современной России: проблемы и перспективы. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.
2. Культура в постсоциалистической России.
3. Внешняя политика России в новой геополитической ситуации.
Литература:
1. Барсенков, А. С. История России. 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
2. История России: в 2 т. / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябикина. – СПб.: Нева-Олма-Пресс, 2000.
3. Новейшая история России 1914-2002г.: учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
– изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углублённое изучение лекционное материала;
– подготовку к семинарским занятиям;
– выполнение реферативной работы;
– подготовку к экзамену.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
- Текущий контроль:
– опрос на семинарских занятиях;
– рубежный контроль.
- Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.
- Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. История как наука.
2. Догосударственный период в истории России.
3. Образование Древнерусского государства.
4. Принятие христианства на Руси.
5. Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета.
6. Русские земли в условиях феодальной раздробленности.
7. Культура Древней (домонгольской) Руси.
8. Монгольское нашествие на русские земли и его последствия.
9. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-XV вв.
10. Роль Московского княжества в возрождении русской государственности.
11. Иван III и создание русского централизованного государства.
12. Реформы и контрреформы Ивана Грозного.
13. Внешняя политика России в XVI веке.
14. Социально-политический кризис Московского государства в начале XVII в.
15. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Закрепощение крестьянства.
16. Внешняя политика Московского царства в XVII в.
17. Культура Московского царства в XVI-XVII вв.
18. Петровские реформы.
19. Россия после Петра I (1725-1762).
20. Россия при Екатерине II.
21. Культура России во второй половине XVIII в.
22. Реформы Александра I .Деятельность М.М Сперанского.
23. Николаевская Россия: от восстания декабристов к крымской катастрофе.
24. Отмена крепостного права в России: проблемы аграрного развития страны.
25. Либеральные реформы Александра II.
26. Экономическое развитие в пореформенной России.
27. Общественное движение в России в пореформенный период.
28. Золотой век русской культуры.
29. Внешняя политика России во второй половине XIX века.
30. Экономическое развитие России в конце XIX –начале XX в.
31. Политические партии в России: генезис, программа, тактика.
32. Первая русская революция 1905-1907 гг.
33. Государственный строй Российской империи после первой русской революции. Российский парламентаризм.
34. Россия в первой мировой войне.
35. Февральская революция. Образование двоевластия.
36. Октябрьская революция 1917 г.
37. Культура «серебряного века».
38. Гражданская война в России и интервенция, их результаты и последствия.
39. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП.
40. Формирование однопартийного политического режима.
41. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы.
42. Внешняя политика СССР в 20-30 гг.
43. Форсированное строительство социализма в СССР.
44. Формирование и особенности тоталитарного режима в СССР.
45. Основные периоды ВОВ.
46. Итоги и уроки второй мировой войны.
47. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период.
48. Общественно-политическая жизнь, культура в послевоенные годы 1945-1953.
49. Внешняя политика в послевоенный период. «Холодная война».
50. Преобразования в области экономики и управления.(1953-1964гг).
51. Общественно-политическая жизнь в СССР(1953-1964гг).
52. Внешняя политика СССР в 60-80 гг.
53. 80-е годы. Необходимость перестройки всех сфер общественной жизни.
54. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985гг.
55. СССР в 1985-1991 гг. «Перестройка».
56. Распад СССР. Беловежские соглашения (декабрь 1991г).
57. Октябрьские события 1993 г. их характер и последствия.
58. Социально-экономические реформы в России (1992-2006гг).
59. Внешняя политика постсоветской России.
60. Культурная и духовная жизнь страны в конце XX –начале XXI века.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. История России: учебник / под ред. М. Н. Зуева, А. А Чернобаева. – 3-е изд.-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2009.
2. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 4-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.
3. Фортунатов, В. В. Отечественная история для гуманитарных вузов: учеб. пособие / В. В. Фотрунатов. – СПб.: Питер, 2009.
Дополнительная:
1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005.
2. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005.
3. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М .: Простор, 2005.
4. Платова, Е. Э. Отечественная история: метод. указ. по изучению курса / Е. Э. Платова, В. В. Фортунатов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2006.
5. Семин, В. П. История Отечества: учеб. пособие / В. П. Семин. – М.: АкадемПроект, 2005.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, плакаты, видео и аудиоматериалы.
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
На базе учебной дисциплины разработаны и внедрены инновационные методы: круглые столы по темам: «Российская империя на пути к модернизации и конституционной монархии», «Россия в ХХ веке: власть, общество, реформы»; деловые игры: «1917 год: альтернатива экономического и политического развития страны. Новые подходы и концепции»; «Россия в системе международных отношений конец ХХ начало ХI вв».
Составители: д.и.н., проф. Е.Э. Платова, ст. преподаватель Е.Р. Гутина кафедры «Истории и политологии».
Рецензент: д.и.н., проф. кафедры «Истории и политологии» В.В. Фортунатов.
ЛОГИКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих знаниями по основным проблемам формальной логики, формирование навыков ее применения в изучении и использовании техники.
Задачи дисциплины – научить студентов:
- правильно строить свою аргументацию;
- умению эффективно и корректно вести диалоги;
- применению методов логического анализа в решении различных проблем;
- критически воспринимать аргументацию оппонентов;
- логически грамотно опровергать ложные или недоказательные тезисы.
Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления о логически упорядоченном мышлении.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Логика» студент должен:
· знать:
- основные понятия и проблемы формальной логики;
- законы мышления;
- роль логики в европейской и отечественной науке и практике;
· уметь:
- эффективно вести диалог наряду с критическим восприятием аргументации оппонентов;
- эффективно выстраивать собственную систему аргументации в диалоге;
· получить навыки:
- логически правильной постановки задач в сфере будущей профессиональной деятельности;
- решения практических вопросов с учетом логической методологии.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Наименование темы | Объем аудиторных занятий (в часах) | Объем сам. раб. студентов (в час.) | ||||
лекции | лаб. раб. | пр. зан. | сем. зан. | итого | |||
1. | Введение в логику | - | - | - | |||
2. | Предмет и значение логики | - | - | ||||
3. | Понятие | - | - | ||||
4. | Суждение | - | - | ||||
5. | Законы мышления | - | - | ||||
6. | Умозаключения | - | - | ||||
7. | Логические системы | - | - | ||||
8. | Основы теории аргументации | - | - | ||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - | - | ||||
Для заочной формы обучения | |||||||
Всего: | - | - | |||||
Формы итогового контроля: | Курс. работа (проект) | Контр. работа | Зачет | Экзамен | |||
Семестры: | - | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение в логику
Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами. Логика и язык права.
Тема 2. Предмет и значение логики
Структура курса логики. Логика как наука о формах человеческой мысли, о законах и связях форм мысли между собой, о простейших мыслительных методах. Методология логики.
Мышление и язык, символика логики. Методологическая роль законов логики в инженерном деле. Обзор истории логики.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Формы познания.
2. Понятие логической формы и логического закона.
3. Логика и язык.
Литература:
1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.
2. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 2002.
3. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.
4. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.
5. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.
Тема 3. Понятие
Понятие. Определение и классификация.Понятие как форма мышления. Структура понятия. Способы формирования понятий (на примере экономической теории). Виды понятий: единичные, общие, пустые, регистрирующие, нерегистрирующие, собирательные, разделительные, положительные, отрицательные, конкретные, абстрактные, соотносительные, безотносительные.
Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость. Операции над понятиями: отрицание, обобщение, ограничение, сложение, умножение, вычитание, деление.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие как форма мышления.
2. Виды понятий.
3. Отношения между понятиями.
4. Определение понятий.
5. Деление понятий.
6. Ограничение и обобщение понятий.
Литература:
1. Войшвилло, Е.К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.
2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.
3. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 2002.
4. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.
Тема 4. Суждение
Общая характеристика суждения как формы мысли. Определение простого категорического суждения, его структура (субъект, предикат, связка) и виды (единичное, частное, общее). Категорические суждения и их виды. Классификация простых категорических суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях.
Сложные суждения и его виды. Исчисление высказываний. Деление суждений по модальности. Суждение и норма. Отношения между суждениями в социально-экономическом мышлении.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Суждения и предложения.
2. Деление суждений по количеству и качеству.
3. Распределенность терминов в категорических суждениях.
4. Сложные суждения.
5. Отношение между суждениями по логическому квадрату.
6. Деление суждений по модальности.
Литература:
1. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.
2. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.
3. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.
4. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.
Тема 5. Законы мышления
Понятие логического закона. Законы логики и их роль в познании. Основные законы: законы тождества, непротиворечия и исключенного третьего, закон достаточного основания. Законы логики в социально-экономическом мышлении. Простейшие методы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие логического закона
2. Закон тождества
3. Закон непротиворечия
4. Закон исключенного третьего
5. Закон достаточного основания
Литература:
1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.
2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.
3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
4. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.
5. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.
Тема 6. Умозаключения
Общее понятие об умозаключении. Умозаключение как форма мысли. Дедукция, индукция и аналогия.Дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его структура: фигуры и модусы категорического силлогизма. Общие правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правила категорического силлогизма. Отношения между видами категорического силлогизма. Операция с простым категорическим силлогизмом. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы.
Индуктивные умозаключения и их виды. Полная индукция, неполная индукция. Понятие вероятности. Умозаключения по аналогии.
Семинарское занятие 1:
Вопросы для обсуждения:
1. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.
2. Категорический силлогизм.
3. Полисиллогизм и сорит.
Семинарское занятие 2:
Вопросы для обсуждения:
1. Условно-категорические умозаключения.
2. Разделительные умозаключения.
3. Конструктивные и деструктивные дилеммы.
Литература:
1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.
2. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.
3. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.
4. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.
Тема 7. Логические системы
Двузначная логика. Конструктивная логика. Математическая логика. Многозначная логика. Непротиворечивость логических систем. Паранепротиворечивая логика.
Роль неклассической логики в современной социально-экономической науке.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Конструктивная логика
2. Математическая логика.
3. Непротиворечивость логических систем.
Литература:
1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.
2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.
3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
4. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.
5. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.
Тема 8. Основы теории аргументации
Понятие аргументации. Логические основы аргументации. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения. Правила доказательного рассуждения. Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства. Вопросно-ответные ситуации.
Семинарское занятие:
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие доказательства.
2. Понятие опровержения.
3. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.
Литература:
1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.
2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.
3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
4. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:
- изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;
- подготовку к семинарским занятиям;
- написание контрольной работы,
- подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочного обучения)
1. Логическая форма мысли и логический закон.
2. Проблема истинности мысли.
3. Понятие как форма мышления.
4. Логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
5. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
6. Виды понятий и отношения между ними.
7. Приемы, сходные с операцией определения понятий.
8. Общая характеристика суждения.
9. Категорические суждения и их виды.
10. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке.
11. Отношения между суждениями по значениям истинности.
12. Понятие логического закона.
13. Закон тождества.
14. Закон непротиворечия.
15. Закон исключенного третьего.
16. Закон достаточного основания.
17. Общее понятие об умозаключении.
18. Обращение и превращение.
19. Категорический силлогизм. Фигуры силлогизма. Модусы категорического силлогизма.
20. Правила категорического силлогизма.
21. Условные умозаключения.
22. Индуктивные умозаключения, их роль в познании. Понятие вероятности.
23. Полная индукция, ее роль в познании.
24. Умозаключение по аналогии и его виды.
25. Дедукция и индукция в учебном процессе.
26. Понятие аргументации.
27. Прямое и косвенное доказательство.
28. Прямой и косвенный способы опровержения.
29. Правила доказательного рассуждения.
30. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях доказательства.
31. Логические основания в истории европейской науки.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль:
- опрос на семинарских занятиях;
- защита контрольной работы;
- рубежный контроль.
2. Промежуточная аттестация – зачетно – экзаменационная сессия:
- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.
3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1. Гетманова, А. Д. Логика: учебник / А. Д. Гетманова. – 13-е изд-е, стер. – М.: Омега-Л, 2008.
2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2007.
3. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев. – 4-е изд-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.
4. Светлов, В. А. Современная логика: учеб. пособие / В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2006.
Дополнительная:
1. Абачиев, С. К. Теория и практика аргументации / С. К. Абачиев. – М.: Едиториал-УРСС, 2004.
2. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.
3. Демидов, И. В. Логика: учебник / И. В. Демидов; под ред. Б. И. Каверина. – М.: Дашков и К, 2006.
4. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.
5. Назиров, А. Э. Логика: метод. указ. по выполнению контрольной работы / А. Э. Назиров, В. Х. Карнаух, А.В. Фролов. – СПб.: СПбГУСЭ, 2007.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ