Коррекционная работа по развитию мелкой моторики

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук.

Плохая моторика пальцев рук даёт и низкие результаты при выполнении многих заданий в период обучения грамоте:

· Обвести фигуру или букву по образцу;

· Нарисовать по образцу;

· Выполнить бордюр в прописи;

· Списать букву, слоги, слова, предложения.

При выполнении подобных заданий ребёнок быстро устаёт, у него падает работоспособность. Поэтому на каждом уроке ежедневно я уделяю время на развитие мелкой моторики обязательно с сопровождением речи. Небольшие стихи, считалки, загадки, песенки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь соответствуют тому, что требует учитель от детей.

Упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти

И пальцев рук

Речь Движение рук, пальцев
1. Можешь пальцы сосчитать? Раз, два, три, четыре, пять.   На другой руке опять. Раз, два, три, четыре, пять. Десять пальцев- пара рук. Разве мало это, друг? Десять пальцев- пара рук. Вот твоё богатство, друг! На обеих руках пальцы считаются и разжимаются, начиная с мизинца левой руки. Поднимается правая рука, счёт идёт с большого пальца. Обе руки поднимаются вверх и скрепляются вместе в кулак, затем разводятся, как бы приветствуя кого-то.
2. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем. Мы руки подаём И бегаем кругом. Трясём, поднимая руки вверх и опуская вниз. Руки «здороваются» (левая с правой). Имитируем скреплёнными руками круговые обороты.
3. Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем мы считать. Это- котик вытри ротик.   Это- носик хитрый носик. Это- ёжик- ворчунишка.   Это- Мишка- топотышка.   Это- Зайка- убегай-ка.     Кот последний, догоняй-ка! Счёт ведется с большого пальца, руки подняты вверх. Большим пальцем обводим вокруг рта. Указательным пальцем трогаем нос. Средний палец сгибается и разгибается. Безымянный палец сгибается и разгибается, одновременно переставляем левую и правую ноги, покачиваясь (как будто идёт медведь) Поднимаем обе руки, мизинцами трогаем уши (как будто шевелятся уши зайца) Дети быстро садятся за парты.
4. Точим, точим, точим нож. Будет очень он хорош.   Будем резать мы припасы: Масло, соль, хлеб и колбасы, Помидоры, огурцы. Угощайтесь! Молодцы! Левая рука лежит на парте, правая как бы точит левую руку, потом руки меняются местами. Руками словно что-то режут. Называя продукты, массажируем каждый пальчик. Руки разводим в разные стороны, пальцы сжимаем и разжимаем.
5. На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Покрутили, покрутили, Постучали, постучали.   И открылся замок! Кисти рук сцеплены. Имитация «замка». Вращение сцепленными кистями. Постукивание ладошками при сцепленных пальцах. Пальцы расцепляются.
6. Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы в лес пошли гулять. Этот пальчик в лес пошёл. Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. Этот пальчик всё съел- Оттого и потолстел. Разжимаем и сжимаем пальцы. «Ходьба» пальчиками. Массируем мизинец. Массируем безымянный палец. Массируем средний палец. Массируем указательный палец. Массируем большой палец.
7. Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик- прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж уснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В школу нам идти пора! Массируем большой палец. Массируем указательный палец. Массируем средний палец. Массируем безымянный палец. Массируем мизинец.   Пальцы разжали. «Ходьба» пальцами.
8. Раз, два, три, четыре. Кто живёт в моей квартире? Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок, щегол и я. Вот и вся моя семья!   Разжимаем и сжимаем пальцы.   Массируем каждый палец поочерёдно, начиная с большого пальца. «Ходьба» пальчиками.
9. Наш мизинчик ел малину, Безымянный ел калину, Ну а средний- землянику, Указательный- клубнику. Ням- ням, ням- ням! Массируем каждый пальчик согласно тексту.   Сжимаем и разжимаем пальчики или вращаем кисти рук.
10. Этот пальчик самый сильный, Самый толстый и большой. Этот пальчик указательный, Говорит он всем: «Внимательно!» Этот пальчик самый длинный, И стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый. А мизинчик хоть и мал, Но проворен да удал.     Массируем каждый пальчик согласно тексту.  

Наши рекомендации